03.07.2019

РЖД фиксируют стагнацию в перевозках

Июньская статистика говорит о замедлении экономики

Явное замедление экономики чиновники компенсировали обещаниями увеличить деловую активность в июне - и особенно во второй половине года. Но предварительные данные за июнь говорят об углублении стагнации. Деловая активность в обрабатывающем секторе снижалась. А объем грузоперевозок по железным дорогам пережил глубочайший спад.

О продолжении стагнации в июне сигнализирует индекс деловой активности обрабатывающих отраслей РФ (PMI). В июне он оказался еще ниже майского уровня, хотя и тогда PMI сигнализировал о спаде. Индекс деловой активности обрабатывающих отраслей опустился в июне до 48,6 балла с майских 49,8. PMI выше 50 баллов говорит о росте экономики, ниже 50 - о торможении.

В компании IHS Markit, которая занимается расчетом индекса, указывают, что текущее значение стало минимальным с июля 2018 года, свидетельствуя о потере потенциала роста к концу второго квартала.
"Влияние на июньский PMI оказало первое сокращение новых заказов с августа 2018 года. Падение было незначительным, но ознаменовало заметный поворот от недавнего мартовского максимума", - комментируют аналитики. На сокращение новых заказов повлияли снижение покупательской способности клиентов и ослабление внешнего спроса, объясняют в IHS Markit. Одновременно и новые экспортные заказы сокращаются второй месяц подряд.

На фоне сокращения новых заказов в июне произошло существенное падение закупочной активности, а темпы сокращения оказались максимальными за последние более чем четыре года, сообщают аналитики. Объемы производства также упали в июне после восьмимесячного роста. При этом спад стал максимальным с апреля 2016 года.

Ослабление спроса и объемов производства происходит на фоне роста производственных затрат. В частности, продолжают экономисты, производители предприятий обрабатывающего сектора сообщали, что в июне увеличили свои затраты из-за роста стоимости сырья и цен поставщиков, притом что уровень инфляции был минимальным с июля 2017 года. "Компании частично возмещали возросшие расходы за счет клиентов, но темпы роста отпускных цен были лишь незначительными в целом, при этом некоторые компании устраивали рекламные акции и предоставляли скидки", - сообщают в IHS Markit.

Ожидания производителей на ближайший год также можно назвать сдержанными. "Степень оптимизма снижается третий месяц подряд, достигнув почти годичного минимума на фоне падения клиентского спроса", - рассказывает экономист компании IHS Markit Шиан Джонс.

Другой косвенный индикатор, свидетельствующий о возможном замедлении экономики, - погрузка товаров на железных дорогах. По данным "Российских железных дорог" (РЖД), погрузка на их сети в июне 2019 года составила 101,6 млн т, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. "Это максимальный годовой провал с января 2013 года", - отмечает директор аналитического департамента компании "Локо-Инвест" Кирилл Тремасов.

В свою очередь, грузооборот за отчетный период снизился на 1,8% в годовом выражении, до 205,7 млрд тарифных тонно-км. "Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время сократился на 2% и составил 261 млрд тонно-км", - следует из данных компании. Отметим, показатель грузооборота зависит от дальности и объема перевозимых грузов.
В результате погрузка за шесть месяцев, по оперативным данным, составила 633,6 млн т, что на 1,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. С начала года РЖД погрузили меньше зерна (на 36,4%), лесных грузов (на 5,6%), строительных грузов (на 4,6%).

Для сравнения: в мае, по данным Росстата, автомобильным транспортом было перевезено свыше 429,4 млн т грузов. Коммерческие перевозки составили треть от этого объема - 125,4 млн т в мае. Водным транспортом за тот же период было перевезено 11,8 млн т. Всего по итогам мая по всем видам транспорта было перевезено почти 630 млн т, что на 2,7% меньше, чем годом ранее, следует из данных Росстата.
Грузооборот автоперевозок на порядок меньше, чем по железным дорогам. Так, по итогам мая грузооборот по железной дороге составил 224,8 млрд тонно-км, тогда как грузооборот автомобильным транспортом - около 21,2 млрд тонно-км.

Эксперты ставят под сомнение возможность серьезного перетока клиентов РЖД на автодороги. "Рост стоимости бензина, тарифов "Платона" в связи с ростом НДС, а также необходимость обновления автопарков перевозчиков в 2019 году привели к росту тарифов на грузоперевозки автотранспортом", - объясняют в компании "АвтоСпецЦентр".

Тем не менее июньские данные по грузоперевозкам и настроения в обрабатывающем секторе вполне могут в итоге вылиться в печальные макростатистические данные. Все это может перечеркнуть недавние уверения властей о скором экономическом "прорыве".

Напомним, еще недавно комментируя не слишком оптимистичные данные за май, власти призывали не обращать внимания на эти цифры. "Не надо по месяцу смотреть (по показателям мая. - "НГ" ). У нас по апрелю был ВВП 1,7%, а до этого было 0,5% за квартал", - призывал глава Минфина Антон Силуанов. С ним был согласен и глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

"Выше, чем в мае, конечно (будет рост. - "НГ" )", - прогнозировал он, исключая вероятность появления технической рецессии (см. "НГ" от 23.06.19). К слову, по итогам года экономика РФ должна показать рост на 1,3%. Именно такой рост прогнозирует ведомство Максима Орешкина.

Эксперты "НГ" сомневаются в реализации оптимистичных правительственных прогнозов. "Явные признаки замедления во втором квартале сокращают шансы на то, что и официальные прогнозы не будут пересмотрены в сторону понижения. Темпы роста ВВП в реальности по итогам года могут снизиться до 0,8-1%", - считает аналитик компании "Финам" Алексей Калачев.

Падение статистики перевозки по РЖД - это довольно сильный косвенный признак того, что российская экономика замедляется, соглашается доцент кафедры фондовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов. "В лучшем случае мы увидим стагнацию", - уверен он.

Источник: СОЖТ