Он предполагает оценку их готовности к допуску на инфраструктуру не только по оставшемуся сроку эксплуатации между плановыми ремонтами, но и по ресурсу пробега узлов и деталей.
Об этом было заявлено на 81-м заседании Комиссии вагонного хозяйства Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств, которое прошло на минувшей неделе.
«Комиссия вагонного хозяйства на протяжении более 30 лет принимает решения, определяющие вектор развития вагонного хозяйства и обеспечивающие высокий уровень безопасности перевозок на железнодорожном транспорте», – отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции инфраструктуры Евгений Шевцов.
Предложения коллегам
По состоянию на 1 июля общий парк вагонов государств Содружества – 1 780 907 единиц, что на 1,9% больше показателя первой половины прошлого года. При этом у 187 487 вагонов нормативный срок годности истёк (128 933 единицы – с продлённым сроком годности).
«Учитывая допущенные на инфраструктуре общего пользования сходы вагонов грузовых поездов, когда причиной стало сверхнормативное использование ресурса основных узлов и деталей, ОАО «РЖД» выдвигает ряд инициатив», – сообщил председатель комиссии, начальник Управления вагонного хозяйства (ЦВ) Центральной дирекции инфраструктуры Роман Хойхин.
В частности, предлагается снизить межремонтный норматив календарной продолжительности эксплуатации универсальных платформ, используемых для перевозки большегрузных контейнеров, и полувагонов.
Как пояснили в ЦВ, вагоны на пространстве СНГ проходят плановый ремонт по истечении определённого срока эксплуатации (по единичному нормативу). В частности, универсальные платформы отправляются на ремонт после трёх лет работы. Однако в последние годы в связи с увеличением объёмов контейнерных перевозок интенсивность эксплуатации возросла и в межремонтный период нарабатывается пробег, превышающий конструкционные возможности деталей и узлов подвижного состава. Такое состояние с высокой вероятностью может стать причиной схода в пути следования.
С помощью собственных информационных систем РЖД отслеживают пробег подвижного состава и состояние его комплектующих, имея возможность судить о необходимости ремонта не только по единичному нормативу – времени эксплуатации. Поэтому Россия с 1 октября вводит на своей территории логический контроль пробега грузовых вагонов, которые эксплуатируются по единичному нормативу периодичности выполнения плановых ремонтов. В случае фиксации объёмов работы, превышающих нормативный ресурс, такой подвижной состав будет отставляться от эксплуатации с предписанием проведения необходимых ремонтных работ. Железнодорожная администрация РФ предупредила об этом своих коллег во время заседания комиссии и предложила им применить аналогичный подход у себя.
Российские железнодорожники настаивают на запрете выпуска в эксплуатацию после всех видов ремонта колёсных пар при наличии в составе одного или двух колёс, изготовленных до 1 января 1978 года, и колёс с водильными отверстиями; наличии оси, изготовленной до 1 января 1979 года; формировании колёсной пары с осями типа РУ1, выпущенными после 1 января 2017 года. Решение по данному вопросу прорабатывается.
Также с учётом развития технологий и цифровизации документооборота вводятся изменения в основные руководящие документы по ремонту вагонов, их узлов и деталей, позволяющие вести и хранить формы учётных книг в электронном виде.
Результативные меры
Об эффективности деятельности комиссии можно судить по результатам внедрения предыдущих решений.
После ужесточения с 1 июля требований к ремонту тележек грузовых вагонов на сети РЖД к середине сентября не зафиксировано изломов боковых рам и сходов по этой причине неисправности.
А требования по обязательной установке новых фрикционных клиньев при выпуске вагонов из деповского ремонта, введённые на территории РФ с 1 сентября 2024 года, уже привели к 30-процентному снижению случаев отцепок вагонов в неплановый ремонт по причине неисправности этих узлов.
На борьбу с отказами в работе автотормозного оборудования и буксовых узлов направлены решение об установке с 1 января 2026 года в ходе ремонта только новых подшипников на колёсные пары нового формирования и ужесточение требований к проверке качества применяемых уплотнительных элементов буксового узла. С 1 июля будущего года при ремонте автотормозного оборудования необходимо будет использовать только новые резиновые уплотнители элементов магистральных и главных частей воздухораспределителя. Ужесточатся требования к методу нанесения резьбового соединения на трубки воздухопроводов.
Справка
В работе комиссии принимают участие представители всех железнодорожных администраций государств – участников СНГ, а также ассоциированных членов. О важности рассматриваемых вопросов для всего пространства 1520 говорит сам факт участия в заседании представителей железнодорожных администраций Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Грузии. В режиме видеоконференции к обсуждению присоединились вагонники Латвии, Литвы, Эстонии, Азербайджана и Армении. По 26 из 46 вопросов повестки дня 102 замечания заранее представили железнодорожники России, Литвы и Эстонии.
В целом готовившая решения комиссии экспертная группа вынесла на согласование 11 технических условий (ТУ) на новые грузовые вагоны, 10 изменений в ранее согласованные ТУ, 26 заявок на внесение изменений в справочник «Модели грузовых вагонов», заявки в другие классификаторы и справочники. Рабочая группа комиссии внесла в проект протокола 21 извещение об изменении 15 руководящих документов по техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов, другие предложения, касающиеся эксплуатации грузовых вагонов в межгосударственном сообщении.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности