29.03.2024

С Днём машиниста!

28 декабря 2022 года генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров подписал распоряжение (от 28 декабря 2022 г. № 3511/р) о проведении в ОАО «РЖД» единого Дня машиниста. Данным распоряжением определена дата проведения мероприятия – «последняя пятница марта».

Сегодня машинист является одной из ведущих профессий. Машинисты сыграли огромную роль в развитии железнодорожного транспорта и железнодорожного машиностроения в целом. Зачастую, совместно с конструкторами и разработчиками, они принимают самое активное участие при разработке нового подвижного состава. Они испытывают технику на критических скоростях и режимах работы, которые никогда не могут быть реализованы в практической эксплуатации на сети железных дорог. Тем самым обеспечивается безопасность, комфорт и высокое качество перевозки пассажиров и грузов в нашей стране.

На данный момент только в ОАО «РЖД» работают более 74 000 машинистов и 56 000 помощников машинистов, а также большое количество представителей этой профессии трудится на промышленных предприятиях нашей страны.

Первым машинистом-испытателем в истории российских железных дорог был сам Антон Франтишек фон Герстнер. Именно он в 1837 году повел в рейс первый локомотив по российской чугунке от Петербурга до Царского Села. С той поры профессия машиниста признана важнейшей профессией на транспорте, а испытатель локомотивов – одним из самых почетных призваний в службе тяги.

Традицию научных испытаний локомотивов в России заложил замечательный ученый-транспортник Александр Парфентьевич Бородин. В 1880—1882 годах на базе Киевских мастерских Юго-Западной железной дороги он создал первую в мире стационарную лабораторию по испытанию паровозов.

Эта традиция была подхвачена и развита знаменитым инженером Юрием Владимировичем Ломоносовым, организовавшим в 1914 году «Контору опытов над типами паровозов», в которой испытания были поставлены на научную основу и при этом зиждились на глубоко практическом подходе и производились в реальных поездках: сам Ломоносов, как и все инженеры-тяговики прошлого, был опытным машинистом, при необходимости вставал за регулятор и вел состав. Особенности работы на такой технике эти люди знали не понаслышке.

В советском периоде истории самым знаменитым испытателем был машинист депо Москва-Октябрьская Николай Александрович Ошац. Именно он испытывал «лебедянку», знаменитые скоростные советские паровозы типа 2-3-2 и легендарную «Победу», или «Генерала», типа 2-4-2 - паровоз П36. При этом он, будучи соратником и главным среди машинистов консультантом конструкторов Коломенского завода во главе с Львом Сергеевичем Лебедянским, внес множество поправок в конструкцию нового пассажирского паровоза. Ошац в своей книге «Сорок лет в пути» написал, что об этом в заводской многотиражке были даже напечатаны стихи:

«Машину 2-4-2
Испытывал Ошац не просто:
Он внес своих поправок до ста».

Лебедянский Л.С.

После войны Николай Александрович очень много делал для того, чтобы возобновить эксплуатацию паровозов 2-3-2, но состояние путей не позволяло сразу вернуть к жизни скоростные перевозки. Его помощник Михаил Валерьянович Нарбут вспоминал, как они с Ошацем на таком паровозе нагоняли опоздание с поездом с челюскинцами и нагнали от Бологое до Москвы чуть ли не три часа против графика (им разрешили следовать на любой скорости).

Замечательные традиции испытателей развиваются и в наш век. За время работы на Экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» в Щербинке машинист Евгений Владимирович Ульянцев испытал не менее 60 локомотивов, МВПС, ССПС.

Новая техника предъявляет к испытателям новые требования: микропроцессоры, диагностика, асинхронные приводы – всё это требует современного подхода. Однако суть профессии испытателя – дать жизнь новым локомотивам – не изменится никогда, какие бы новейшие единицы техники ни поступали с заводов. Путь этот – в будущее железных дорог, а значит – в будущее России. Поэтому поздравление с Днем машиниста звучит в этой связи особенно празднично!

Благодаря мастерству машинистов, ответственности, их навыкам, умениям и способности точно и быстро принимать решения в нестандартных ситуациях, их неоднократно отмечали государственными наградами за заслуги перед страной и обществом.

Иван Иванович Ефимов — паровозный машинист депо Горбачёво Московско-Курской железной дороги. Осенью 1941 года, при наступлении немецко-фашистских захватчиков на г. Белёв, вывез со станции десять составов с ценным эвакуационным грузом. Был ранен. После выздоровления был откомандирован на станцию Купино, но вскоре по личной просьбе был переведён работать на узловую станцию Горбачёво Московско-Курской железной дороги. 25 марта 1943 года во время бомбового налета на паровозе Ефимова осколком бомбы пробило водонапорную трубу, через которую подавалась вода из тендера. Сам Иван Иванович получил много ран. В донесении командования говорилось, что Ефимов, получив ранения, не покинул своего поста и помогал устранять повреждения на станции и только потом обратился за медицинской помощью. Месяц пролежал в госпитале. Выздоровел и снова вернулся на паровоз. 20 ноября 1943 года получил в Кремле из рук М. И. Калинина награду Героя социалистического труда. После войны продолжал трудиться на своем посту. В декабре 1946 года белёвские железнодорожники выдвинули Ефимова И.И. своим кандидатом в члены окружной избирательной комиссии по выборам в депутаты Верховного Совета РСФСР.

Николай Владимирович Борисов - после окончания 2-й Саратовской военно-железнодорожной школы служил политруком, командиром роты, секретарём партбюро, командиром батальона. Окончил Военно-транспортную академию, был начальником факультета.

В годы войны командовал 28-й железнодорожной бригадой, которая восстановила тысячи километров железных дорог, сотни мостов, в том числе через реки Кубань, Дон, Днепр, Южный Буг, Вислу, Одер. За боевые успехи и отвагу 28-я железнодорожная бригада была переименована в 1-ю гвардейскую. За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени полковник Борисов Н. В. удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Борис Васильевич Стрижов - машинист электровоза локомотивного депо Горький-Сортировочный Горьковской железной дороги, Герой Социалистического Труда. В годы Великой Отечественной войны, первый среди машинистов Горьковской железной дороги, стал водить тяжеловесные поезда, был инициатором соревнования машинистов за высокую производительность в работе. В 1941 году ему присвоена квалификация — машинист 3-го класса, а сразу после войны — 2-го класса. С 1953 по 1961г. провёл 731 тяжеловесный поезд, перевёз 335877 тонн сверх плана. Борис Стрижов отдал паровозу 26 лет трудовой деятельности. За безаварийную работу ежегодно получал премии и благодарности: награждён знаком «Ударнику Сталинского призыва».

Когда началась электрификация железных дорог, Стрижов Б.В. окончил курсы машинистов электровозов в городе Красноярске. 30 декабря 1962 года состоялось торжественное открытие электрифицированного участка Горький — Шахунья. Первый поезд с электровозом по нему повёл машинист, тогда уже 1-го класса, Борис Васильевич Стрижов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана перевозок, развитии и технической реконструкции железных дорог Стрижову Борису Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Паровоз Л-3095, на котором он был старшим машинистом, сейчас в строю: каждый год в памятные для Горьковской магистрали дни организуются поездки в составе ретро-поезда. В 2020 году приказом начальника Дирекции тяги Валинским О.С. паровозу присвоено имя Бориса Васильевича Стрижова.

В истории нашей страны большое множество героев, в том числе и среди машинистов железнодорожного подвижного состава, благодаря которым на сегодняшний день инженеры нашей страны разрабатывают, а промышленность производит инновационные локомотивы, позволяющие с высоким уровнем комфорта и безопасности перемещаться пассажирам и грузам!

Ассоциация «Объединение производителей железнодорожной техники» и Межрегиональная Общественная Организация «Общество Любителей Железных Дорог» поздравляют ветеранов и работников отрасли с профессиональным праздником! Желаем Вам крепкого здоровья, благополучия, профессиональных и личных успехов!

Источник: ОПЖТ