20.03.2020

Схватка двух йокодзун: вагоны-цистерны VS контейнер-цистерны

27 февраля 2020 года на конференции «Логистика химической промышленности» был интересный доклад-презентация от ООО «СИБУР» про противостояние цистерн и танк-контейнеров.

Интересная ситуация - на цифрах получается, что тарифная политика ОАО «РЖД» является одним из главных стимуляторов перевозок грузов в танк-контейнерах.

Приведены три вида грузов: Олеум (3 класс), Стирол (3 класс), МЭГ (3 класс). За маршрут взято расстояние в 150 км,450 км и 1200 км. Исходя из общего подсчета, перевозка в танк-контейнере экономит 65-70% провозных платежей. Сумма в деньгах получается колоссальная, если еще учитывать объем перевозок равный 8,5 млн.т. в год, который выполняется на расстояние до 450 км. А это 30% от всего объема.

Тарифы на расстояния приведенные выше на примере Олеума (3 класс):

*Вагоны: 527,9/833,5/1673,3 руб./т.

*Танк-контейнеры: 186,7/282,7/547,0 руб./т.

По Стиролу и МЭГ разница значительно больше.

Спикер привел экономику условного примера перевозки 30 тыс.т. продукта в год на расстояние 450 км.

Размер инвестиций (в расчете на тонну продукции) сильно зависит от оборота продукта. Чем более массовый продукт, тем выгоднее может быть переключение с цистерн на танк-контейнеры. На графике мы можем видеть, что из-за стоимости подвижного состава, инвестиций и операционных расходов, перевозка в танк-контейнерах дороже цистерны. Но в долгосрочном проекте мы можем влиять на эти факторы в сторону уменьшения, что позволит крупным химическим предприятиям перейти на танки.

К тому же рынок показывает рост перевозок ряда грузов в танк-контейнерах на фоне сокращения перевозок в цистернах. Данные представленные от ООО «СИБУР» исключают нефть и нефтепродукты, газы, метанол, МТБЭ.

Мы уже неоднократно говорили, что отечественная инфраструктура тормозит развитие танк-контейнерной отрасли. Притом, что развитие мощностей – это дорога с двухсторонним движением. На химических предприятиях должно появляться специализированное оборудование сливо-наливных эстакад на погрузке и выгрузке, чтобы безопасно проводить все операции для персонала завода, для окружающей среды. Да и не обливать танк-контейнер химией, что он потом выглядит как после ядерной войны.

Менять текущую конфигурацию железнодорожных путей и обеспечить должное количество специализированных кранов на станциях разгрузки/погрузки может обеспечить ОАО «РЖД». И увеличить свою прибыль от оказания услуг ПРР.

Порты (стивидоры), к сожалению, пока у нас заняты массовой перевалкой угля. В том же порту Усть-Луга все высокотехнологичные терминалы стали обрабатывать уголь. Дешево и сердито.

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520