12.03.2025

Скоростные грузовые поезда в Великобритании: смогут ли они конкурировать с автотранспортом?

В Великобритании развивается новая концепция железнодорожных перевозок: переоборудованные пассажирские поезда превращаются в скоростные грузовые составы. Один из таких маршрутов уже работает между Бирмингемом и Глазго, а в мае компания Varamis Rail запустит еще один ночной рейс в Лондон. Об этом пишет Financial Times.

Поезда вместо грузовиков

Скоростные электропоезда развивают до 100 миль в час и перевозят срочные грузы – от продуктов питания до медикаментов. Вместо сидячих мест вагоны заполнены проволочными контейнерами, используемыми в розничной торговле.

Основное преимущество Varamis – работа на существующей железнодорожной инфраструктуре: поезда отправляются с пассажирских вокзалов и бывших сортировочных центров Royal Mail, а не с удаленных складов. Это ускоряет доставку и снижает нагрузку на автодороги.

Преимущества и вызовы

Железнодорожные перевозки выигрывают у грузовиков в скорости и грузоподъемности: поезд Varamis перевозит в 1,5 раза больше, чем фура. Однако бизнес с осторожностью воспринимает новый формат логистики.

«Проблема в том, что компании неохотно меняют привычные схемы доставки», – говорит Мэгги Симпсон, глава Rail Freight Group. Клиентам приходится подстраивать свои графики под расписание поездов, что требует дополнительного планирования.

Несмотря на это, спрос на услугу растет. Freightliner, второй по величине оператор грузовых железнодорожных перевозок в Великобритании, готовится запустить аналогичный сервис для крупного ритейлера.

Будущее скоростных грузовых перевозок

Поезда уже доказали свою эффективность в срочной доставке: во Франции почтовый TGV использовался до 2015 года, а в Великобритании Королевская почта лишь в прошлом году отказалась от перевозки посылок по железной дороге.

Эксперты считают, что новый формат перевозок имеет перспективы. Во-первых, меньше выбросов CO₂ по сравнению с автотранспортом. Во-вторых, более быстрые сроки доставки – поездка Бирмингем – Глазго занимает на три часа меньше, чем на грузовике. В-третьих, возможность работы на электричестве, что снижает зависимость от топлива.

«Мы уверены в потенциале скоростных грузовых поездов и планируем расширять сеть маршрутов», – говорит Эндрю Лоури, управляющий директор Carousel Logistics, клиента Varamis.

Если железнодорожным компаниям удастся интегрировать свои сервисы в логистические цепочки, поезда снова станут конкурентом грузовикам на рынке экспресс-доставки.

Источник: РЖД-Партнер