22.12.2025

Снижение погрузки РЖД требует системных решений

Правительство рассматривает план финансового оздоровления РЖД. Но чиновники предпочитают обсуждать и лечить симптомы, а не браться за истинные причины болезни. А для того, чтобы их увидеть, не нужно быть семи пядей во лбу. Монополия справлялась со всеми задачами, пока грузовая база росла. Груз и растущий тариф закрывали проблемы. Можно только удивляться, что РЖД выстояли в последние годы, и проблема обострилась только в конце 2025 года?

Это был последний год роста. По итогам 2021 года погрузка на сети ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) составила 1 282,9 млн тонн, что на 3,2% больше, чем в 2020.

Погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2022 году составила 1 млрд 234,3 млн тонн. Это на 3,8% меньше, чем за предыдущий год. Погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2023 году составила 1 млрд 232,3 млн тонн, что на 0,2% меньше, чем за предыдущий год. Погрузка в 2024 году составила 1 181,4 млн тонн, что на 4,1% меньше, чем за предыдущий год

Некоторые показатели погрузки по категориям:

- каменный уголь — 331,4 млн тонн, снижение на 5,4% к 2023 году;

- кокс — 11,8 млн тонн, рост на 2,3%;

- нефть и нефтепродукты — 207,5 млн тонн, снижение на 1,2%;

- железная и марганцевая руда — 108,9 млн тонн, снижение на 1,2%;

- чёрные металлы — 61,5 млн тонн, снижение на 9,3%;

- лом чёрных металлов — 11,2 млн тонн, снижение на 18,5%;

- химические и минеральные удобрения — 67,7 млн тонн, рост на 6,2%;

- цемент — 23,2 млн тонн, снижение на 4,7%;

- лесные грузы — 26,3 млн тонн, снижение на 2,2%;

- зерно — 31,2 млн тонн, снижение на 4,6%;

- строительные грузы — 110,9 млн тонн, снижение на 14,5%;

- цветная руда и серное сырьё — 16,4 млн тонн, снижение на 7,8%;

- химикаты и сода — 21,2 млн тонн, снижение на 2,6%;

- промышленное сырьё и формовочные материалы — 32,2 млн тонн, снижение на 2,1%;

- остальные грузы, в том числе в контейнерах — 119,9 млн тонн, рост на 1,1%.

По расчётам Фарида Хусаинова, основанным на данных РЖД, погрузка на сети РЖД за 11 месяцев 2025 г. находится на уровне на 5,6 % ниже показателя аналогичного периода предыдущего года (АППГ), или, если выразить это отставание в тоннаже, более 60 млн тонн.

А если посчитать разницу между 2021 и 2025 гг., то получается сокращение погрузки более 160 млн тонн, или 12 процентов. Экономисты под руководством господина Михайлова могут посчитать ещё более страшную цифру: сколько миллионов тонн недовезла монополия суммарно за 4 года. И это всё — выбывшие доходы РЖД. На этом фоне предложения продать башню в Москва-Сити или даже приватизировать ФГК выглядят несерьёзно.

Эти решения способны кратковременно улучшить положение железнодорожной монополии на бумаге и отрапортовать: «Меры приняты!»

До 2024 года ОАО «РЖД» было вынуждено активно кредитовать на инвестпрограмму. Затем новые кредиты были незначительны, но обслуживание старых при нынешних ставках стало непосильным бременем. По данным «Ъ», рассматривается вопрос снижения ставки с 15-16 процентов до 11. Но реально необходимо снижение ставки до 6–8 процентов.

Необходим и пересмотр требований к РЖД. Невозможно строить новую инфраструктуру за счёт клиентов. Железнодорожный бум XIX века остался в далёком прошлом. Минфин отказал РЖД в бюджетной поддержке, но это никак не решило проблемы, так как альтернативы только маскируют истинное положение дел. Ну и кто на самом деле добровольно купит ФГК, когда возить нечего?

Монополия фактически замораживает рост зарплат, сокращает управленческий аппарат и собирается сэкономить на этом более 70 млрд рублей, но это одноразовые меры, которые никак не смогут преломить тенденцию.

А изменить её могут только меры, направленные на рост погрузки, оживление экономики в целом.

Источник: VGUDOK