05.03.2025

Сохранение выпуска тележек на базе модели 18-100 негативно влияет на вагонный рынок

С предложением усилить государственный контроль за допуском на сеть РЖД вагонов с тележками модели 18-100 и ее аналогами выступил Евгений Семенов, исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей» (ОВС), на форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт», который проводил в феврале «РЖД-Партнер».

Тележка 18-100 (тип 2 ГОСТ 9246, т.н. «типовая») с осевой нагрузкой 23,5 тс была создана на основе американских конструкционных решений в 1955 году и продолжает применяться при выпуске современных вагонов. Так, за последние годы в России были запущены/возрождены ряд производств вагонов с тележками на базе модели 18-100 (ЗСК «Кубань», «НовоТехРейл», Стахановский вагоностроительный завод, «Новотранс», мощности – до 13,3 тыс. вагонов в год, оценка ОВС). К тому же на таких тележках выпускают вагоны предприятия в Казахстане, Узбекистане и Беларуси, для которых рынок грузовых вагонов России является одним из целевых.

По оценкам ОВС, доля выпуска вагонов с устаревшей конструкцией тележек составила 72% от всех грузовых вагонов, поступивших на сеть РЖД в 2024 году. «Один из ключевых факторов сохранения спроса на такой подвижной состав – выгода «здесь и сейчас» от разницы в стоимости ремонта по сравнению с более современными конструкционными решениями, которые априори требуют применения более дорогих комплектующих», — говорит Евгений Семенов. Напомним, что в прошлом году на фоне рекордного спроса на вагоны их парк на сети РЖД превысил 1,4 млн ед. Это негативно сказалось на перевозках, привело к переполнению участков отстоя вагонов и административным ограничениям со стороны РЖД по допуску новых и отремонтированных вагонов на сеть общего пользования.

В то же время на рынке представлены тележки с осевой нагрузкой 23,5 тс, но имеющие улучшенные характеристики. Они комплектуются скользунами постоянного контакта, улучшенными пружинами и фрикционными клиньями, а также кассетными или сдвоенными подшипниками. К тому же в них применяется смазка «Буксол». Все это дает улучшение динамических характеристик подвижного состава и позволяет увеличить межремонтный пробег от постройки до первого деповского ремонта в 2,4 раза до 500 тыс. км. «При этом показатели межремонтного пробега после проведения деповского и капитального ремонта также повышены. Однако, необходимо обратить внимание, что для достижения наибольших эффектов важно безусловное соблюдение требований ремонтных документов, разработанных заводом-изготовителем», — дополняет Евгений Семенов.

Ранее в ОВС указывали, что на рынке представлены 5 моделей тележек с осевой нагрузкой 23,5 тс и улучшенными характеристиками: 18-555 (производитель – «Уралвагонзавод»), 18-1277 («РМ Рейл»), 18-2129 («Алтайвагон»), 18-9771 (Канашский вагоностроительный завод, КАВАЗ) и 18-9810 («Объединенная вагонная компания»). Согласно базе РС ФЖТ, сертификат на серийный выпуск таких тележек сейчас не действует только у ОВК. По оценкам ОВС, в эксплуатации находится более 95 тыс. грузовых вагонов с этими тележками или 7% парка на сети. Перечисленные предприятия являются крупнейшими в России и все за исключением КАВАЗа также выпускают вагоны с повышенной осевой нагрузкой 25 тс.

По мнению Евгения Семенова, ограничение выпуска вагонов на тележках устаревшей конструкции, а также меры, стимулирующие отказ операторов от них и переориентацию на закупку вагонов с улучшенными характеристиками, должны быть предусмотрены в плане мероприятий по повышению устойчивости грузового вагоностроения России. К тому же исполнительный директор ОВС считает целесообразным ввести официальный статус «Вагоностроительный завод», ограничивающий риски появления «отверточных производств» вагонов устаревшей конструкции на ремонтных предприятиях, которые традиционно возникают на фоне ажиотажного спроса.

ОВС предлагает возглавить эти работы Минпромторгу и Минтрансу России, а актуальность предлагаемого плана обусловлена ограничениями в работе железнодорожного транспорта и ожидаемым значительным спадом производства вагонов. Как прогнозируют в ОВС, текущие условия работы отрасли могут привести к кратному падению выпуска до уровня 25-27 тыс. грузовых вагонов в год.

Источник: ROLLINGSTOCK Agency