16.06.2023

Состоялось заседание Подкомитета ОПЖТ

15 июня 2023 г. состоялось заседание Подкомитета ОПЖТ «Системы неразрушающего контроля железнодорожного подвижного состава, его составных частей, технических устройств и компонентов железнодорожной инфраструктуры» под председательством Григория Дымкина.  

В заседании приняли участие руководители и специалисты организаций-членов ОПЖТ: АО «ВНИИЖТ», ООО «Новая вагоноремонтная компания»,
ООО «ВНИЦТТ», АО «ВРК-1», ПКБ ЦВ ОАО «РЖД, ФБУ «РС ФЖТ».

В рамках заседания избран ответственный секретарь Подкомитета ОПЖТ. Им стала главный эксперт НК-Центра ПГУПС Светлана Ночевкина.

С докладом о поступивших замечаниях и предложениях к первой Редакции проекта Изменений Комплекта технологических инструкций по неразрушающему контролю при ремонте грузовых вагонов выступил главный научный сотрудник ООО «НЦ мостов и дефектоскопии» Сергей Цомук. Он проинформировал участников о том, что было получено 31 замечание и предложение, из которых 26 приняты полностью или частично. Также им было отмечено, что данные замечания можно классифицировать следующим образом:

1 группа – наличие настроечных и технологических карт;
2 группа – зоны контроля и временная селекция;
3 группа – настроенные образцы (мер).
4 группа – нюансы настройки дефектоскопа.
5 группа – традиционные замечания.

В результате обсуждения, в котором выступили представители вагоноремонтных предприятий, АО «ВНИИЖТ» и ООО «ВНИИЦТТ», принято решение одобрить представленные проекты технологических инструкций и просить членов ОПЖТ - участников Подкомитета по неразрушающему контролю представить замечания и предложения до 30 июня 2023 года.

Заместитель генерального директора по науке и инновациям АО НИИИН МНПО «Спектр» Алексей Ефимов в своем докладе остановился на возможности и целесообразности внедрения цифровых решений для неразрушающего контроля подвижного состава. Он представил данные государственного железнодорожного надзора за 10 месяцев 2022 г. Так, было выявлено 192 случая сходов и столкновений на путях общего пользования. Наиболее распространенные причины – текущее содержание пути (38 %) и нарушения правил ремонта подвижного состава (27,6 %). Основная причина сходов и столкновений на путях необщего пользования (337) – текущее содержание пути (55,8 %). Кроме того, одной из возможных причин аварий является нарушение норм и правил при проведении неразрушающего контроля деталей и узлов подвижного состава.

Он отметил, что цель проекта АО НИИИН МНПО «Спектр» – разработка в интересах индустриального партнера системы получения объективных и упорядоченных данных НК в режиме реального времени для последующего анализа с применением технологий обработки больших массивов данных, глубокого машинного обучения. Текущая стадия реализации проекта: проектирование программно-аппаратного комплекса.

Алексей Ефимов проинформировал о разработке протокола обмена данными НК верхнего уровня – регламентированного атрибутивного состава данных, соответствие которому позволяет использовать их в рамках единой цифровой инфраструктуры. Передача данных по протоколу позволит обеспечить прослеживаемость измерений, подготовку результатов для последующей верификации, возможность аналитики. Решения по сбору данных будут апробированы на оборудовании, проводимом НИИИН. SMART-оборудование НК будет реализовывать сбор информации в соответствии с протоколом, который будет открыт для всех поставщиков данных.

Он также сообщил о верификации данных, которая позволяет минимизировать риски, связанные с человеческим фактором. В рамках проекта предполагается разработка SMART-стандартов, устанавливающих требования к проведению НК конкретных объектов.

Кроме того, Алексей Ефимов отметил, что использование упорядоченных, верифицированных данных НК, поступающих из различных источников, совместно с данными о режимах эксплуатации сделает возможным анализировать историю изменений технического состояния, что позволит:

- внедрить подходы предиктивной аналитики и адаптировать критерии отбраковки под каждый объект контроля;
- повысить эффективность принимаемых управленческих решений в отношении выбора поставщиков/подрядчиков, определения оптимальной технологии производства и режимов эксплуатации.

В завершение Григорий Дымкин поблагодарил участников за активную и плодотворную работу и отметил, что протокол заседания будет подготовлен в течение одной недели и размещен на сайте ОПЖТ.

Источник: ОПЖТ