8 января 2025 года в формате видеоконференции состоялось совещание, посвящённое обсуждению необходимости запрета эксплуатации грузовых вагонов с продлённым сроком службы. Мероприятие прошло под председательством заместителя Председателя Комитета водного и железнодорожного транспорта Республики Казахстан Кельбуганова Н.А.
Основной темой совещания стал избыток подвижного состава, связанный как с наличием новых вагонов, произведённых на заводах Российской Федерации, так и с выбывающими в РФ вагонами из-за окончания срока службы. В 2023 и 2024 годах в России наблюдался значительный профицит парка грузовых вагонов. По данным на август 2023 года, парк грузовых вагонов на сети РЖД превысил 1,3 миллиона единиц. В сентябре 2024 года задействованный в железнодорожных перевозках парк составил 1,25 миллиона единиц. В октябре 2024 года РЖД временно приостановили приём новых грузовых вагонов с заводов-изготовителей, чтобы справиться с избыточным количеством вагонов на сети.
Таким образом, данные за 2023 и 2024 годы подтверждают наличие профицита парка грузовых вагонов в России, что оказывает влияние на железнодорожную инфраструктуру и эффективность перевозочного процесса. Возникают риски сброса избыточного подвижного состава, особенно с истекшим сроком службы, в Казахстан и центральноазиатские страны. Это создаёт дополнительную нагрузку на железнодорожные пути и может привести к сбоям в перевозочном процессе.
Позиции участников
В совещании приняли участие представители АО НК "КТЖ", "Қазтеміртранс", компаний ТОО «PTC Holding», ТОО «ЕвразияТранзитГрупп», ТОО «ТрансКом». Участники высказали свои позиции относительно предложений по регулированию эксплуатации вагонов с продлённым сроком службы.
Представители квазигосударственного сектора предложили:
- Ввести запрет на эксплуатацию всех вагонов универсального типа с продлённым сроком службы с 1 января 2025 года;
- Прекратить процедуру продления срока службы подвижного состава.
Ассоциация обратила внимание на необходимость сбалансированного подхода. Они подчеркнули, что одномоментный запрет может негативно сказаться на отечественных компаниях, учитывая:
- Синхронное выбытие вагонов, приобретённых в одно время;
- Недостаточные темпы обновления вагонного парка из-за ограниченных производственных мощностей отечественных вагоностроителей.
Ассоциация предложила ориентироваться на положительный опыт Российской Федерации, где ограничения на эксплуатацию вагонов с продлённым сроком службы были введены через Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта (ПТЭ), а также:
- запретить включение в состав поезда грузовых вагонов с продлённым сроком службы, начиная с 1 июля 2025 года, то есть по завершению процедуры внесения изменений в ПТЭ РК;
- ввести исключения для узкоспециализированного подвижного состава;
- установить переходные положения для полувагонов до 1 января 2030 года.
Итоги совещания
По итогам обсуждения было достигнуто согласие о введении следующих мер:
1. С июля 2025 года запретить эксплуатацию грузовых вагонов с продлённым сроком службы, если продление произошло после 1 июля 2025 года. Исключение составят узкоспециализированные вагоны и полувагоны.
2. Для полувагонов установить переходный период до января 2027 года.
3. Создать рабочую группу для проведения анализа регуляторного воздействия и обоснования предложенных изменений в Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Принятые меры направлены на улучшение стабильности перевозочного процесса и поддержание устойчивого развития железнодорожного транспорта в стране.
Протокол совещания после получения будет направлен компаниям КазАПО.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности