30.03.2020

СОЖТ опасается отказа от роликовых подшипников

Операторы железнодорожного транспорта озабочены позицией Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) о переводе грузовых вагонов на кассетные подшипники. Недовольство вызвал протокол февральского заседания комитета ОПЖТ по грузовому подвижному составу, на котором обсуждались результаты испытаний кассетных подшипников.

В документе не учтены критические замечания о недостатках испытаний, а по некоторым принятым решениям голосование не проводилось, говорится в письмах Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), Первой грузовой компании (ПГК) и вагоноремонтной компании «Купино» в ОПЖТ. «Ведомости» ознакомились с их содержанием, подлинность подтвердили эти компании.

В 2019 г. Минтранс подготовил приказ о переводе с 1 января 2021 г. всех грузовых вагонов с традиционных роликовых на кассетные подшипники в течение 10 лет. Сейчас в большинстве (около 90%) грузовых вагонов используются роликовые подшипники. В Минтрансе необходимость перевода объясняли тем, что кассетные подшипники служат дольше, чем роликовые, такие вагоны реже приходится внепланово ремонтировать. Идею поддержали РЖД, Минпромторг, объединение вагоностроителей, производители цельнокатаных колес, часть операторов. О том, что сначала нужно доказать необходимость перехода, говорили в Ассоциации производителей подшипников, Союзе операторов железнодорожного транспорта, РСПП, ФАС. Но в октябре 2019 г. приказ был отменен. Минтрансу и РЖД было поручено провести испытания по использованию кассетных подшипников в типовых вагонах, где стандартно используются роликовые подшипники.

В январе 2020 г. Научно-исследовательский институт подвижного состава (ВНИКТИ, «дочка» РЖД) провел испытания и выяснил, что кассетные подшипники создают меньшее воздействие на боковую раму тележки вагона и на путь, что снижает износ деталей и повышает ресурс эксплуатации. 13 февраля комитет по грузовому транспорту ОПЖТ обсудил это заключение и заслушал доклады представителей РЖД, Союза вагоноремонтных предприятий, производителя подшипников «ЕПК-Бренко». В итоге, как следует из протокола, комитет поддержал переход на кассетные подшипники.

Это решение принято без необходимого голосования, говорится в письмах вагоноремонтной компании «Купино» и ПГК. В протоколе не отражены замечания о недостатках и необъективности испытаний ВНИКТИ, о невозможности 100%-ной локализации производства, нет предложения о дополнительном обсуждении результатов, отмечают в СОЖТ. ЕПК, российский производитель подшипников, согласен, что протокол составлен некорректно, следует из его письма («Ведомости» ознакомились с документом, содержание подтвердил сотрудник компании). «Любое принимаемое решение должно быть оправдано как с экономической, так и с технологической точки зрения. Отражение в протоколе результатов нереферентных испытаний дает основание сделать необоснованные и не соответствующие действительности выводы», – сказал представитель компании. «У операторского сообщества сложилось впечатление, что в протоколе хотели отразить полное одобрение и поддержку этой идеи всеми участниками рынка», – говорит источник «Ведомостей», присутствовавший на заседании комитета ОПЖТ. Он опасается, что этот протокол может использоваться как позиция всей отрасли при следующем обсуждении в правительстве. Представитель Минтранса сообщил, что министерство руководствуется решениями, принятыми ранее правительством России. Минпромторг отказался от комментариев.

Протокол февральского заседания составили на основе докладов выступающих, а замечания «с мест» вносились в него по мере возможности либо нашли отражение в виде поручений, объясняет председатель комитета по грузовому подвижному составу ОПЖТ Сергей Калетин. «Если замечание касалось качества проведения испытаний, интеллектуальной, финансовой или производственной деятельности производителей, как, например, требование предоставить план локализации, мы рекомендовали обращаться с вопросами непосредственно в компании. ОПЖТ – некоммерческое партнерство, мы не можем вмешиваться в деятельность других компаний или требовать от них отчет», – сказал он. Калетин добавил, что какое-то замечание могло не войти в протокол, если оно не было проработано, в нем были непонятно откуда взятые данные, как, например, об отказе в ремонте в 50% случаев. «Те, у кого есть необходимая статистика или исследования, могут выступить с полноценным докладом, их выслушают», – сказал он. Заключение ВНИКТИ каждый оператор может примерить к своему парку и испытания необходимо продолжать, уверен он. Калетин считает правильным решение правительства, что владелец подвижного состава должен сам решать, переводить свой парк на кассету или нет, и сегодня нет оснований для возобновления обсуждения.

СОЖТ опасается, что РЖД не изменила позицию и в правительстве могут вернуться к идее обязательного перевода вагонов с роликовых на кассетные подшипники, хотя пока обсуждается добровольный переход, который представляется оптимальным решением для всех участников процесса, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Позитивный протокол ОПЖТ отчасти может этому способствовать, хотя фактически это мнение авторитетной общественной организации. «Возвращение к обсуждению в правительстве вполне возможно в отдаленной перспективе. Сейчас там не до этого. Но все борются на ранних рубежах», – сказал он.

Источник: СОЖТ