Некоторые российские железнодорожные операторы выступают за временное снятие запрета на импорт колёс производства украинской компании «Интерпайп» Виктора Пинчука. По их мнению, эта мера поможет решить проблему с ростом цен на отечественный цельнокат.
Об опасениях операторов заявил исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин. В СОЖТ не исключают, что обратятся в Правительство с просьбой о временном исключении ЦКК украинского происхождения из санкционного перечня продукции запрещённой к ввозу из Украины.
Временное снятие ограничений на колёса украинского происхождения смогло бы поддержать рынок в условиях роста цен на колёсные пары и в ожидании их возможного дефицита.
Запрет на импорт цельнокатаных колёс и крупного вагонного литья с территории Украины был введён дополнением в постановление Правительства РФ в феврале 2021 года. Владелец компании Виктор Пинчук находится под российскими санкциями с 2018 года. В течение нескольких лет до полного запрета «Интерпайп» поставляла свою продукцию на рынки стран Таможенного союза при заградительной пошлине 34,22%, введённой Евразийской экономической комиссией. В 2020 году украинский производитель поставил на российский рынок 220 тыс. колёс.
Железнодорожные операторы начали массово выводить вагоны из ремонта на фоне роста грузоперевозок, что может привести к локальному дефициту ЦКК — главного затратного элемента. Кроме того, отечественные производители ЦКК — Выксунский завод (Объединённая металлургическая компания) и «Евраз НТМК» (группа Evraz) — планируют остановку своих мощностей на профилактику. О чём, по заявлениям производителей, было объявлено заранее.
«Наличие альтернативного производителя, будь то Украина или Китай, позволило бы сгладить эти ценовые колебания», — считает Алексей Дружинин.
Коллизия с украинским цельнокатом и его доступом в РФ получает дополнительный смысл, если вспомнить о запрете приёма вагонов, укомплектованных колёсами производства китайских компаний Maanshan Iron and Steel Co., Ltd и Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co., Ltd, который был введён «Укрзализницей» в мае 2020 года.
Украина поставила некоторых российских ЖД-операторов в несколько неудобную, патовую позицию. Фактически они лишены возможности ставить китайские колёса на свои вагоны. Речь, разумеется, только о тех операторах, которым интересен украинский рынок и транзит через территорию сопредельного государства.
Российские операторы и вагоноремонтники не ждут возвращения украинских колёс и предпочитают вкладываться в собственные производства.
В январе 2021 года ЕВРАЗ и промышленная группа «Рэйл Сервис» (сервис и ремонт вагонов) начали строительство нового завода «Аллегро» по производству колёс в особой экономической зоне «Титановая долина» (город Верхняя Салда в Свердловской области). Планируемая мощность производства — 200 тысяч колёс в год, с возможностью увеличения до 300 тысяч.
Старт производства анонсирован на I квартал 2023 года. Этим же путём пошли и в «Новотрансе». Компания и администрация Липецкой области заключили соглашение о строительстве производства ЦКК в особой экономической хоне «Липецк», мощностью 400 тыс. колёс в год.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности