02.09.2021

СОЖТ планирует попросить Кабмин снять эмбарго на импорт колес «Интерпайп»

Некоторые российские железнодорожные операторы выступают за временное снятие запрета на импорт колёс производства украинской компании «Интерпайп» Виктора Пинчука. По их мнению, эта мера поможет решить проблему с ростом цен на отечественный цельнокат.

Об опасениях операторов заявил исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин. В СОЖТ не исключают, что обратятся в Правительство с просьбой о временном исключении ЦКК украинского происхождения из санкционного перечня продукции запрещённой к ввозу из Украины.

Временное снятие ограничений на колёса украинского происхождения смогло бы поддержать рынок в условиях роста цен на колёсные пары и в ожидании их возможного дефицита.

Запрет на импорт цельнокатаных колёс и крупного вагонного литья с территории Украины был введён дополнением в постановление Правительства РФ в феврале 2021 года. Владелец компании Виктор Пинчук находится под российскими санкциями с 2018 года. В течение нескольких лет до полного запрета «Интерпайп» поставляла свою продукцию на рынки стран Таможенного союза при заградительной пошлине 34,22%, введённой Евразийской экономической комиссией. В 2020 году украинский производитель поставил на российский рынок 220 тыс. колёс.



Железнодорожные операторы начали массово выводить вагоны из ремонта на фоне роста грузоперевозок, что может привести к локальному дефициту ЦКК — главного затратного элемента. Кроме того, отечественные производители ЦКК — Выксунский завод (Объединённая металлургическая компания) и «Евраз НТМК» (группа Evraz) — планируют остановку своих мощностей на профилактику. О чём, по заявлениям производителей, было объявлено заранее. 

«Наличие альтернативного производителя, будь то Украина или Китай, позволило бы сгладить эти ценовые колебания», — считает Алексей Дружинин.

Коллизия с украинским цельнокатом и его доступом в РФ получает дополнительный смысл, если вспомнить о запрете приёма вагонов, укомплектованных колёсами производства китайских компаний Maanshan Iron and Steel Co., Ltd и Taiyuan Heavy Industry Railway Transit Equipment Co., Ltd, который был введён «Укрзализницей» в мае 2020 года.

Украина поставила некоторых российских ЖД-операторов в несколько неудобную, патовую позицию. Фактически они лишены возможности ставить китайские колёса на свои вагоны. Речь, разумеется, только о тех операторах, которым интересен украинский рынок и транзит через территорию сопредельного государства. 

Российские операторы и вагоноремонтники не ждут возвращения украинских колёс и предпочитают вкладываться в собственные производства.


В январе 2021 года ЕВРАЗ и промышленная группа «Рэйл Сервис» (сервис и ремонт вагонов) начали строительство нового завода «Аллегро» по производству колёс в особой экономической зоне «Титановая долина» (город Верхняя Салда в Свердловской области). Планируемая мощность производства — 200 тысяч колёс в год, с возможностью увеличения до 300 тысяч.

Старт производства анонсирован на I квартал 2023 года. Этим же путём пошли и в «Новотрансе». Компания и администрация Липецкой области заключили соглашение о строительстве производства ЦКК в особой экономической хоне «Липецк», мощностью 400 тыс. колёс в год. 

Источник: VGUDOK