03.07.2019

Спад погрузки: в чем причина?

Погрузка на сети ОАО «РЖД» в июне снизилась на 5,4% до 101,6 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение наблюдается третий месяц подряд. О причинах падения погрузки в ряде сегментов газете «Ведомости» рассказал руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник:

«На протяжении последних лет основным драйвером роста погрузки на сети ОАО «РЖД» являлся каменный уголь. Однако по итогам 6 месяцев текущего года его погрузка сократилась на 0,4%. Негативное изменение погрузки происходит как во внутреннем сообщении, так и на экспорт.

Снижение отправок во внутреннем сообщении связано с несколькими факторами. Во-первых, на него влияет перераспределение выработки электроэнергии между ТЭС и ГЭС. Например, в ОЭС Сибири в течении пяти месяцев текущего года выработка электроэнергии ГЭС составила 38 827,3млн кВт∙ч, что на 7,6% больше, чем за пять месяцев 2018 года, а выработка на ТЭС за аналогичный период сократилась на 3,7%. Перераспределению способствовал аномально высокий уровень запасов гидроресурсов: в Байкале на 1 июня он выше среднемноголетнего значения на 4,4 км³, в Ангарском каскаде – на 0,4 км³. Во-вторых, происходило закрытие электростанций. В 2018 году на Каширской ГРЭС выведены угольные блоки суммарной мощностью 600 МВт, в начале 2019 года – турбоагрегат мощностью 41 МВт на Партизанcкой ГРЭС.

Стагнация отправок каменного угля на экспорт связана с неблагоприятной мировой экономической конъюнктурой, которая выражается в снижении цен. На западе цена сократились до уровня 50 долларов за тонну, а средняя стоимость FOB Восточный – до $78,5 за тонну.

Погрузка зерна сократилась на 36,4% до 9,1 млн тонн. Снижение погрузки связано с низким уровнем урожая в прошлом году и низким уровнем резервных запасов, а также неблагоприятной рыночной конъюнктурой (с начала года цена на российскую пшеницу снизилась почти на 15%).

Погрузка лесных грузов по итогам 6 месяцев текущего года составила 22,2 млн тонн (-5,6%) Одна из причин снижения погрузки лесных грузов – повышение вывозных таможенных пошлин.

В ближайшей перспективе изменение существующей динамики погрузки маловероятно. Существует потенциал роста отправок каменного угля на экспорт, в то время как отправки во внутреннем сообщении продолжат снижаться».

Источник: ИПЕМ