Средство против избыточного парка
Тематика: ОАО «РЖД», УралХим
15.05.2025

Средство против избыточного парка

ОАО «РЖД» заключило два новых договора с операторами подвижного состава. Одним из эффектов соглашений, по отзывам представителей бизнеса, становится сокращение потребного парка для доставки большего объёма грузов.

Процесс идет 

В понедельник, 12 мая, состоялось подписание договоров о взаимодействии по оптимизации вагонных парков между ОАО «РЖД» и двумя операторами подвижного состава – ООО «Уралхим-Транс» и ПАО «Уралкалий». Документы подписали заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центральной дирекции управления движением (ЦД) Михаил Глазков и Всеволод Ковшов, совмещающий должности директора «Уралхим-Транса» и директора по логистике «Уралкалия».

Договор регламентирует взаимоотношения между ОАО «РЖД», собственниками и операторами подвижного состава на всех этапах жизнедеятельности вагона, напомнил глава ЦД. Ранее аналогичные соглашения были заключены с АО «ФГК», АО «Уголь-Транс», АО «Апатит», ООО «Логопер» и ООО «Модум-Транс». В настоящий момент, по словам Михаила Глазкова, ведутся переговоры ещё с 19 компаниями.

Проект типового договора размещён на сайте ОАО «РЖД», чтобы ознакомиться с ним мог любой желающий. Михаил Глазков отметил ряд его ключевых положений. Первое – это соответствие ёмкости путей станции приписки числу уже приписанных и вновь приписываемых вагонов. Второе – возможность перемещения (эвакуации) невостребованных вагонов с припортовых станций и станций, примыкающих к предприятиям непрерывного цикла, погранпереходам и контейнерным ТЛЦ. По словам главы ЦД, производственники всё чаще жалуются на затруднения работы из-за превышения нормативов содержания порожнего подвижного состава на путях необщего пользования. Также договор предусматривает ежедекадное планирование перевозок и пересчёт необходимого порожнего состава для обеспечения транспортировки при меняющейся конъюнктуре рынка. Это стало особенно актуально в последние три месяца, когда на предъявление грузовой базы начала оказывать сильное влияние конъюнктура мировых рынков, отметил Михаил Глазков.

Положительный опыт 

Представители операторов, ранее подписавших договоры с ОАО «РЖД», поделились своим опытом работы в новых условиях. По словам генерального директора ООО «ФинИнвест» (владелец «Логопера») Александра Кахидзе, главным результатом стало то, что удалось меньшим парком перевезти больший объём груза. «Сегодня многие операторы и компании заявляют о падении грузооборота, но у нас по итогам I квартала рост свыше 20%. А используемый подвижной состав мы сократили почти на 2 тыс. фитинговых платформ», – рассказал он. В результате в «Логопере» ищут возможность пересмотра инвестпрограммы в сторону понижения закупок нового подвижного состава с 4 тыс. до 2,5 тыс. единиц. В будущем, по мнению Александра Кахидзе, это может помочь переломить тенденцию по бесконтрольному разрастанию грузового вагонного парка, который на начало мая уже достиг 1 млн 394 тыс. единиц.

Директор по логистике АО «Апатит» Андрей Шепель рассказал, что за прошедшие с момента подписания договора два месяца парк задействованных вагонов сократился на 2 тыс. единиц, или почти на 15% при сопоставимых объёмах перевозки. При этом скорость движения на некоторых направлениях увеличилась вдвое. Ещё одним важным итогом он назвал то, что в результате совместной работы с ЦД и с дорогами удалось стабилизировать количество парка на активах компании. «Сейчас он соответствует нормативу, что позволяет быстро оборачивать вагоны внутри предприятий», – отметил Андрей Шепель.

Ощутимый результат дают и принимаемые ОАО «РЖД» меры по нормированию парка порожних вагонов. Эта работа началась в октябре прошлого года.

«Можно констатировать, что эксплуатационная ситуация на сети РЖД сейчас характеризуется высокой скоростью движения как грузов, так и порожних вагонов, стабильностью и прогнозируемостью. Для нас это уже привело к конкретным позитивным результатам. По сравнению с III кварталом 2024 года мы смогли сократить привлекаемый парк вагонов примерно на 2 тыс. единиц», – рассказал Всеволод Ковшов.

Источник: 1520International.com