19.07.2023

Срок службы подвижного состава для скоропортящихся грузов устанавливает оператор

Операторам разрешили продлевать срок годности изотермического вагона, эту норму на железнодорожной сети РЖД-Партнеру подтвердили несколько участников рынка. Собеседники ссылаются на легализацию новых Правил перевозки скоропортящихся грузов на железной дороге. А это значит, операторы получили право на использование как высокотехнологичного подвижного состава, так и непригодных для перевозки скоропортящихся грузов крытых вагонов и контейнеров, добавляют участники рынка.

Редкий изотермический вагон

«Продленные вагоны имеют недопустимые значения по коэффициенту теплоотдачи, так как внутренний изоляционный слой за время эксплуатации в течение 28 лет все-таки разрушается и требует замены», – говорит РЖД-Партнеру собеседник, близкий к РЖД.

Свои слова он подтверждает статистикой: в России в настоящий момент нет массового и серийного производства вагонов АРВ и не осталось ни одного специализированного ремонтного депо на всей железнодорожной сети. Ситуацию могли бы изменить операторы, но для этого они должны закупать новые изотермические вагоны. Их на железнодорожной сети в 2020 году эксплуатировалось 2,376 тыс. Для сравнения: в 2019-м это число составляло 2,441 тыс. вагонов. Из них большая часть – вагоны-термосы, 53%; еще 36% – рефконтейнеры; еще 1% – термос-контейнеры. Остальное – вагоны-рефрижераторы. В 2020 году их было 219. За последние два года выпущено на промышленной площадке АО «Научно Производственная Корпорация «Уралвагонзавод» по заказу российской компании «РусРеф» восемь автономных рефвагонов (АРВ). Остальные – давно уже не новые, но операторы продлевают их срок эксплуатации. Что, впрочем, не запрещено.

«Доля перевозимого груза в вагонах-термосах по итогам 2020–2022 гг. составляет 53%», – продолжает собеседник РЖД-Партнера.

Но они, в отличие от вагонов АРВ, не имеют холодильной установки. Поддержание температуры груза в пути следования обеспечивается за счет теплоизоляции грузового помещения и запаса тепловой энергии при погрузке груза. Вследствие этого вагоны-термосы имеют ограничения по срокам и дальностям перевозки в них грузов, объясняет собеседник РЖД-Партнера.

Рынок продвигают операторы

В последние годы наметился устойчивый тренд на сокращение использования парка вагонов-термосов. Ежегодно их число сокращается на 6,4%. Причина? Грузовладельцы дорогих и ценных продуктов предпочитают вагоны АРВ и новые рефконтейнеры. Операторы в ответ на этот запрос рынка выводят на железнодорожную сеть подвижной состав со скоростью 13,6% в год. В частности, в АО «Евросиб СПб-транспортные системы» рассказали РЖД-Партнеру, что компания не только вывела новый подвижной состав, но и вышла на графиковые отправки скоропортящейся продукции по ряду направлений. Своей задачей в компании называют «усиление периодичности отправок и количества активов для удовлетворения спроса клиентов».

«Евросиб использует весь спектр необходимых активов – специализированные платформы, собственное энергообеспечение и парк рефконтейнеров, а также собственные терминальные мощности в Москве и Новосибирске, использует сеть контейнерных поездов, в которых выступает оператором», – подчеркивают здесь.

Рынок перевозки скоропортящейся продукции – высококонкурентный, признается оператор. Но он сегментирован на две большие группы: перевозка скоропортящихся грузов в рефконтейнерах – лишь часть его.

«Рынок перевозок скоропортящихся грузов в рефконтейнерах по железной дороге стабилен, это чуть более 1,1 млн тонн. Критичных факторов для взрывного роста не видим, так как рынок уже пережил достаточно крупный рост за последние 3 года (более чем на 40%)», – сообщают в компании.

Источник: РЖД-Партнер