Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 71689-2024 «Скобы и кольца увязочные грузовых вагонов. Технические требования», разработанный Всесоюзным научно-исследовательским центром транспортных технологий (ООО «ВНИЦТТ») в рамках Программы национальной стандартизации в части работ ТК 045 «Железнодорожный транспорт», распространяется на стоечные скобы, лесные скобы (скобы лесных стоек) и увязочные скобы, а также увязочные кольца, предназначенные для оборудования вагонов-платформ и полувагонов с целью увязки и крепления грузов, а также на устройства для закрепления грузов внутри крытых вагонов. Настоящий стандарт устанавливает конструктивные требования к указанным элементам, а также требования к материалам, покрытиям, комплектности, маркировке, транспортированию и хранению.
Стандарт разработан взамен ОСТ 24.151.09-77 «Скобы и кольца увязочные грузовых вагонов колеи 1520 и 750 мм. Конструкция и размеры», который на сегодняшний день значительно устарел и его положениям требуется актуализации с учетом современных достижений науки, техники и технологий, требований к изложению и оформлению, применяемой терминологии и условий использования данного объекта стандартизации.
ГОСТ Р 71689-2024 создает единый нормативно-технический подход для производства скоб и колец увязочных путем унификации технических требований к ним.
Стандарт предписывает, чтобы скобы и кольца, а также устройства для закрепления грузов внутри крытого вагона соответствовали требованиям по прочности, установленным в ГОСТ 33211-2014.
ГОСТ Р 71689-2024 вводит конструктивные требования к штампованным скобам и кольцам, таких как отклонение поверхностей, допуски параллельности, плоскостности, штамповочные уклоны, смещение по поверхности разъема, выступ после среза заусенцев, наличие естественного скалывания металла и утяжки кромок, утонение в местах гиба и т.д.
Конструктивные требования стандарта к литым скобам и кольцам включают в себя наличие термообработки отливок, неуказанные предельные отклонения размеров, точность отливки, группа отливки, формовочные литейные уклоны, отклонения поверхностей, высота рифов и т.д.
При этом дефекты с размерами, превышающими указанные в ГОСТ Р 71689-2024, должны быть вырублены до чистого металла и заварены с последующей зачисткой. При массе наплавленного металла, превышающей 1,5% массы детали, обязательна последующая термообработка.
Устройства для закрепления грузов внутри крытого вагона стандарт позволяет выполнять в виде:
а) скобы, кольца или стержневого элемента, жестко или шарнирно закрепленного на несущем элементе кузова и/или рамы;
б) отверстия или проема, выполненного в элементе конструкции крытого вагона.
ГОСТ Р 71689-2024 регламентирует требования к материалам, из которых изготавливаются скобы, кольца и устройств для закрепления грузов внутри крытого вагона. Также стандарт устанавливает требования к комплектности, маркировке, транспортированию и хранению.
В качестве справочного приложения в стандарте приведены примеры схем расположения скоб и колец.
В ГОСТ Р 71689-2024 установлены определения новых терминов:
турникетная опора – опорно-крепежное устройство, обеспечивающее закрепление груза на вагоне-платформе и компенсацию всех видов усилий, действующих на груз в процессе перевозки;
утяжка – дефект профиля поверхности среза детали, возникающий при вырезке по контуру и/или пробивке отверстий, в виде изменения формы сечения в месте входа инструмента.
Стандарт разрабатывался с июня 2022 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило более восьмидесяти замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: АО «НВЦ «Вагоны», АО «ЗМК», ООО «УКБВ», ООО «УК РМ Рейл», АО «УВЗ», а также от других организаций-членов ОПЖТ и ТК 045.
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 ноября 2024 г. № 1601-ст национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 71689-2024 введен в действие с 1 января 2025 г.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности