Танк-контейнерам не хватает инфраструктуры
Тематика: Танк-контейнеры
31.07.2019

Танк-контейнерам не хватает инфраструктуры

Рынок сервисных услуг по обслуживанию танк-контейнеров для перевозки сжиженных газов и химических грузов отстает от запросов операторов. В регионах, где сосредоточены места для погрузки и выгрузки специализированного парка, не хватает промывочных станций и ремонтных предприятий. Действующие производственные мощности не всегда соответствуют требованиям экологической безопасности при хранении и утилизации отходов.

Операторам нужны единые критерии качества промывки танк-контейнеров от опасных грузов. "Гаражный" характер

В России на более чем 20 тыс. танк-контейнеров приходится порядка 20 специализированных предприятий, то есть сервисных точек достаточно, но качества обслуживания нет, говорит генеральный директор АО "Инфотек-Балтика М" Александр Алексеев. По его словам, операторы испытывают нехватку предложения по качественным мойкам в нескольких регионах, где сосредоточены места погрузки-выгрузки.

"Несмотря на ежегодное увеличение флота танк-контейнеров в России, наш рынок все еще мал, что не позволяет развернуться бизнесу масштабно. Хорошее депо с мойкой – это существенные инвестиции, которые пока на наших объемах сложно окупить в разумные сроки. Поэтому игроки рынка вынуждены искать баланс между минимальными инвестициями, сносным качеством обслуживания, приемлемой ценой для клиента, но не всегда находят", – говорит Александр Алексеев.

Как отметил генеральный директор ООО "СТГ-Оператор" (дочерняя компания оператора ООО "Спецтрансгарант", управляющая контейнерным депо) Сергей Козловский, сервисные центры распределены неравномерно, большая часть из них сосредоточена в Нижегородской и Самарской областях, а, к примеру, в Екатеринбурге нет ни одной. Для операторов танк-контейнеров это существенный недостаток, так как часто приходится перегонять парк на дальние расстояния для того, чтобы его промыть или провести ремонтные работы.

"Кроме того, не на всех предприятиях работает достаточно квалифицированный персонал, единицы депо имеют разрешение Российского морского регистра судоходства на ремонт рамы и сосуда контейнера. Оставляет желать лучшего и качество очистки, не всегда соблюдаются требования экологической безопасности при хранении и утилизации отходов. Вот и получается, что мощности для сервисного обслуживания танк-контейнеров вроде бы есть, но при этом нельзя сказать, что их достаточно", – отметил Сергей Козловский.

Сложности в обслуживании парка возникают также из-за того, что нет единых стандартов качества и работы с клиентами. "Гаражный" характер многих депо вообще не подразумевает системной работы в этом направлении. Велика зависимость от человеческого фактора. Качество работы депо не стабильно, а гарантии и претензионная работа находятся подчас на доисторическом уровне", – говорит Александр Алексеев.

По его оценке, в отношении моек можно выделить две проблемы: утилизация отходов и остатков груза и безопасность.

"К сожалению, сам рынок утилизации отходов пока не цивилизовался в полной мере. Государство усиливает контроль, а многие компании на рынке утилизации по-прежнему занимаются ею только на бумаге", – считает Александр Алексеев.

Это происходит из-за того, что в России не приняты единые критерии оценки качества промывки танк-контейнеров, говорит Сергей Козловский. Оценка проводится скорее по субъективным факторам. Например, неравномерный цвет металла может стать причиной отказа предприятием принять контейнер в работу, хотя это не является показателем некачественной очистки сосуда. Поэтому необходимо разработать и утвердить документ, в котором были бы четко прописаны эти критерии.

"Нужно повышать культуру производственных предприятий при погрузке/выгрузке химических грузов, сжиженных газов. Чем меньше продукта попадет на внешнюю поверхность танк-контейнера при наливе, тем дольше они прослужат. И чем качественнее будет проводиться слив груза, тем меньше его останется в сосуде после выгрузки, а остатки будет проще утилизировать при промывке. Когда после выгрузки к нам в депо приходят танк-контейнеры, в которых осталось почти полтонны продукта, – это неправильно, вредит контейнеру, не полезно для экологии и усложняет процесс утилизации", – пояснил Сергей Козловский.

Когда рынок спит

Основным сдерживающим фактором развития рынка обслуживания танк-контейнеров является неготовность компаний инвестировать в строительство и оснащение ремонтных депо и промывочных пунктов. "Если говорить о создании предприятия с европейским уровнем обслуживания, то стоимость оборудования, которое необходимо приобрести, очень высока.

"Добавьте сюда необходимость оборудования площадки для хранения контейнеров, железнодорожных и автомобильных подъездных путей, приобретение грузоподъемной техники, обустройство коммуникаций, и стоимость будет еще выше. Высокий финансовый барьер входа на рынок не позволяет ему развиваться быстрыми темпами", – уточнил Сергей Козловский. В этой ситуации операторы нашли выход в развитии собственных ремонтных и промывочных сервисных центров.

К примеру, "Спецтрансгарант" в собственном депо в городе Шахунья (Нижегородская область), которое пять лет назад начало предоставлять услуги по ремонту специализированных и универсальных контейнеров, в этом году ввел в эксплуатацию пост по промывке "танков".

"Сейчас мы завершаем доукомплектацию необходимым оборудованием второго поста и в скором времени планируем его запуск. В пункте промывки проводится очистка нефтехимических контейнеров-цистерн и автоцистерн от химических грузов различных классов опасности в соответствии с предписаниями Роспотребнадзора и Росприроднадзора. Мы не работаем с нефтепродуктами и особо токсичными грузами. Текущая производительность пункта промывки – 2–4 контейнера-цистерны в сутки. В дальнейшем мы планируем увеличить этот показатель до 10 единиц", – сообщила генеральный директор компании "Спецтрансгарант" Мария Сурина.

Как пояснил Сергей Козловский, все танк-контейнеры компании "Спецтрансгарант", которые старше 10 лет, по регламенту должны проходить обязательный ремонт в депо в Шахунье.

"В нашем депо обслуживаются танк-контейнеры с серьезными повреждениями или при подготовке к спецпроектам, когда требуется особо тщательная подготовка парка. Легкие виды ремонтных работ и плановые испытания могут проводиться в любых других депо, расположенных максимально удобно к месту дислокации танк-контейнера и соответствующих нашим требованиям, предъявляемым к обслуживающим компаниям", – уточнил он.

Собственные депо в Омске и Салавате (Башкирия) есть и у компании "Инфотек-Балтика М".

"Однако география работы компании вынуждает нас обращаться к подрядчиками в России и других странах. Ежегодно мы проводим процедуру по отбору поставщиков по ремонту и мойке, это наш способ не только получить лучшие цены, но и навязать рынку по обслуживанию "танков" определенные стандарты качества и сервиса. Это не просто, но приоритет очевиден – безопасность перевозок. В танк-контейнерах мы перевозим опасные химические грузы всеми видами транспорта, поэтому должны постоянно контролировать техническое состояние контейнера и заботиться об окружающей среде и людях", – говорит Александр Алексеев.

ООО "Балтика-Транс Логистика" для обслуживания парка в России пользуется услугами подрядчиков, которые прошли аттестацию в службе управления парком компании. "Приоритет отдается компаниям с высоким качеством сервиса и удобным местоположением, что позволяет нам оптимизировать свои затраты по простоям и передислокациям парка. Обслуживание и ремонт – одна из наиболее существенных статей затрат танк-контейнерного оператора, поэтому большое внимание также уделяется срокам обработки и наличию у депо необходимых для ремонта запчастей и расходных материалов", – сказал вице-президент ООО "Балтика-Транс Логистика" по танк-контейнерам Дмитрий Камышников.

В России компания работает с ООО "Танк-контейнер Сервис", у которой три станции по промывке и один специализированный цех по ремонту контейнеров с охватом регионов Санкт-Петербурга, Москвы и Самары, но также обращается в европейские и азиатские танк-контейнерные депо, так как "Балтика-Транс Логистика" работает мультимодально в международном сообщении с 20 странами мира, включая Европу, Латинскую Америку, Азию, Африку и Ближний Восток.

По оценке коммерческого директора ООО "Танк-контейнер Сервис" Игоря Яскевича, планы по наращиванию парка контейнеров-цистерн (танк-контейнеров) есть у большинства российских операторов.

Но в настоящий момент в России недостаточно компаний, способных обеспечить качественную замывку, периодическое освидетельствование, ремонт, а также модификацию "танков". Подавляющее большинство – это малые предприятия частных предпринимателей с ограниченными возможностями для развития. Поэтому у существующих депо низкая пропускная способность, слабая техническая оснащенность, а также ограниченное географическое распространение.

"Появляются участники рынка, которые могут предлагать танк-контейнерным операторам свои услуги по очень привлекательным на первый взгляд ценам, но, к сожалению, их уровень компетенций зачастую недостаточен. Это происходит из-за ошибочных представлений, что технология обслуживания танк-контейнеров мало чем отличается от обработки других типов специализированного подвижного состава. К примеру, на некоторых основных площадках по отгрузке химической и нефтехимической продукции, где постоянно востребована услуга по обслуживанию танк-контейнеров, ее предоставляют предприятия, для которых она не является профильной", – считает Игорь Яскевич.

Источник: НПК