ТАНК КОНТЕЙНЕРЫ - Краткая история
Тематика: Танк-контейнеры
24.09.2020

ТАНК КОНТЕЙНЕРЫ - Краткая история

ТАНК КОНТЕЙНЕРЫ - Ликбез. Урок 2. Краткая история.

К сожалению, в последнее время из статьи в статью копируются не совсем корректные данные и информация о танк-контейнерах, условиях их использования, эксплуатации. Хочется внести ясность для российских клиентов и читателей по ряду важных вопросов.

АНТИ-ЦИТАТА про танк-контейнеры и своп-танки: "танк создали в 1964, а через 3 года их начали использовать. Явно 53 года достаточно, чтобы набрать популярность"

02(7).png

На фото - Танк-контейнер докомпьютерной эры.

-- в 1964 году созданы были только прототипы

-- первый коммерческий танк-контейнер был изготовлен в 1967

-- только с 1968-1970 годов их подогнали под размеры ISO – габариты и размеры фитингов

-- только с 1970-1975 годов начинается производство танк-контейнеров, и то еще только малыми сериями европейскими производителями, в первую очередь в Англии, Франции, Германии...

Долгое время главными ограничениями были нижний слив и ограничение полной массы до 20320кг, объем танк-контейнеров не превышал 14000-18500 литров. Только прорывной выпуск 45º донного клапана позволил увеличить объем до 20000-21000 литров и возможность полного слива. Это дало толчок к увеличению полной массы сначала до 24000кг и далее до 30480кг.

-- начало массового производства - только с начала 1990-х годов, когда оформились основные параметры современного танк-контейнера. То есть реальная история танк-контейнеров немного более 30 лет.

На фото - Вероятно конец 70-х, начало 80-х. 

-- огромным прогрессом было введение Европейских Стандартов (European Standard), начиная с 1997 года и это был конкретный запрос европейских перевозчиков, которых не удовлетворяли устарелые требования ISO, действующие с 1970-х годов!

Европа, покупая около 1/3 танк-контейнеров мирового производства и активно развивая интермодальные перевозки, смогла позволить себе выйти за старые рамки, а про контейнер можно сказать – «выйти за старую раму» в полном смысле этого слова!

Европейские стандарты позволили использование танк-контейнеров выше, чем стандартные 8 футов - 6 дюймов (2591мм) до разрешенной высоты контейнеров HighCube; шириной до 2550мм и повышенной полной массой, сначала до 34 и далее до 36, 39 и 42 тонн.
Другие большие рынки, как Северная Америка, остаются в старых размерах ISO, так как основным ограничителем являются контейнеровозы – от небольших фидерных 300-1000 TEU до океанских огромных, достигших фантастической вместимости 24 тыс TEU, построенных под ISO стандарты. Если выложить контейнеры с одного рейса в цепочку, то она получится длиной 145км.

На фото - Мега-контейнеровоз HMM Algeciras, 2020 года выпуска. 23964 TEU.
 

-- своп (swap) танки появились существенно позже стандартных танк-контейнеров. Как отдельные съемные баки для авто и ж/д перевозок уже были придуманы раньше, но как стандартизованная тара с длинами 7.15, 7.45 и 7.82 м они оформились к 1990-м годам.  О европейских танк контейнерах напишем отдельную статью.

-- и вообще, странное понятие - "популярность"

Танк-контейнеры - это не модный товар, а транспортное индустриальное оборудование, которое изготовители выпускают, опираясь на постоянно повышающиеся требования перевозчиков!

Достаточно посмотреть на статистику – производство как танк-контейнеров так и своп-танков ежегодно растет!

Не надо подходить к танк-контейнерам как к ж/д цистернам, которые почти неизменно выпускаются в течении многих десятилетий.
Танк-контейнеры за 30-40 лет совершили достаточную серьезную эволюцию.
 

Первоначально танк-контейнеры скорее были похожи на ж/д цистерны – тяжелые, с толстыми стенками, с мощными рамами и почти бесконечным сроком службы.

Далее произошло несколько кардинальных рывков:
- мировому рынку, и это в первую очередь диктовали крупные операторы и арендные компании, нужен был более легкий, дешевый, массовый танк-контейнер как ответ на возрастающий спрос.
- на рынок перевозок вышли крупные операторы, парк которых стал составлять многие тысячи танк-контейнеров. На этот год 10 глобальных операторов имеют парк от 10 до 40 тыс танк-контейнеров, суммарно около 36% мирового парка.
- к ним подключились крупные финансовые компании, парк которых также стал быстро расти. Без двигателя, колес, осей, простой и надежный, танк-контейнер оказался исключительно благоприятным инвестиционным товаром. На этот год 10 глобальных лизинговых компаний имеют парк от 8 до 64 тыс танк-контейнеров, суммарно около 24% мирового парка.
- именно глобальные операторы и лизинговые компании совместно с производителями стали ведущими движущими силами танк-контейнерного прогресса!

- с 1998 года заинтересованные стороны объединились в добровольную некоммерческую Международную Организацию Танк Контейнеров ITCO, которые совместно с сертификационными обществами (Бюро Веритас, Ллойд Регистр и др, включая Российский Морской Регистр) провели огромную работу по испытаниям, инспекциям и сертификации быстрорастущего мирового парка.   
- танк-контейнеры перестали быть побочным товаром, появились специализированные заводы про производству танк-контейнеров. Возрастающие потребности требовали глобального индустриального подхода, накопления лучшего мирового опыта, технологий и огромных инвестиций.
- к началу нашего столетия к производству танк-контейнеров серьезно подключился Китай, который к этому времени уже набрал 10-20 летний опыт производства морских (сухих) контейнеров – dry containers. На настоящее время Китай производит около 86% мирового производства танк-контейнеров как и более 90% сухих контейнеров.
- компьютерное проектирование и автоматизированное производство, которые сразу же вычислили избыточный запас прочности и вес «докомпьютерных» танк-контейнеров. Это сразу породило множество вариаций танк контейнеров по рамам, толщинам стенок и т.д. - от ультра-легких до тяжелых суперпрочных, естественно с разными ценами! Появление многочисленным моделей значительно усложнило сертификацию танк-контейнеров.

- появление самых различных моделей подтолкнуло перевозчиков находить новые и более сложные, соответственно и более эффективные, применения танк-контейнеров.

- современный танк-контейнер сложился в основных чертах в начале 2000х. Далее пошли в дело более сложные параметры, как эффективность производства, разнообразие моделей при усложняющейся сертификации, стоимость нержавеющей стали, стоимость компонентов, колебания валют и так далее.

Но совместное объединение интересов клиентов и возможностей производителей привело к устойчивому росту мирового парка, который за 30 лет увеличился в 10 раз!

Источник : CIMC TANK, ITCO

В 2002 году концерн CIMC выпустил первый танк-контейнер. Концерн CIMC (China International Marine Containers), образованный в 1980 году к этому времени уже стал мировым лидером по производству морских (сухих) контейнеров – dry containers, вырвавшись вперед из десятков китайских заводов, начавших массовое производство контейнеров.
Уникальность проекта была в том, что во время, когда мировое производство танк-контейнеров не так давно превысило 10 тыс шт. в год,  CIMC построил завод мощностью 20 тыс шт в год, и эта цифра была достигнута с нуля всего за 10 лет, а к 2018 году производство достигло почти 30 тыс. шт. Количество патентов уже давно превысило 300 и CIMC TANK давно опережает всех в мире как по количеству, так и по разнообразию танк-контейнеров.

На фото - Танк Т11 (с нижним и верхним устройством слива-налива), 26000л.
 

На фото - Танк Т14 (с верхним устройством слива-налива), 17500л.

CIMC TANK, Андрей Куприянов, региональный менеджер

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520