28.03.2025

Цели развития транспортной отрасли РФ на ближайшие 6 лет определены

В Москве состоялась итоговая коллегия Минтранса России. Глава министерства Роман Старовойт сообщил о результатах, которых удалось достичь в прошлом году и задачах, которые ставит перед собой транспортный комплекс до 2030 года.

Ранее Указом Президента России утверждены две национальные цели развития страны, на достижение которых непосредственно влияет транспортный комплекс: комфортная и безопасная среда для жизни, а также устойчивая и динамичная экономика. Основными инструментами их достижения станут новые национальные проекты «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни».

Перед Минтрансом в связи с этим были поставлены следующие задачи:

- развивать инфраструктурные мощности;

- наращивать пропускную способность международных транспортных коридоров;

- активно внедрять цифровые сервисы;

- совершенствовать нормативно-правовую базу;

- устранять регуляторные и инфраструктурные ограничения, сокращать транспортно¬логистические издержки для бизнеса.

В частности, в 2024 году перевалочная мощность морских портов России достигла 1,4 млрд тонн в год. К 2030 году министерство планирует увеличить показатель еще на 225 млн тонн. Предусмотрена реализация 28 мероприятий в 15 морских портах. В 2025 году планируется прирост портовых мощностей более чем на 30 млн тонн за счет завершения мероприятий в морских портах Туапсе, Тамань, Усть-Луга, Мурманск, Эльга.

Большое внимание уделяется развитию внутренних водных путей. «Сейчас на Единой глубоководной системе порядка 667 км лимитирующих по осадке участков. Они значительно ограничивают судоходство. За счет завершения мероприятий на Багаевском и Городецком гидроузлах планируем довести долю обеспеченности прохода судов с осадкой 3,6 м на ЕГС до 99 %. По итогам 2030 года проект также позволит привести в норматив порядка 95 % судоходных гидротехнических сооружений», – сообщил Роман Старовойт.
В прошлом году был достигнут исторический рекорд провозной способности БАМа и Транссиба - 180 млн тонн. К 2030 году показатель должен увеличиться на 17%, к 2032 году - еще на 28,5% На Восточном и Азово-Черноморском направлениях по итогам 2030 года планируется увеличение провозной способности до 210 и 152 млн тонн соответственно. На Северо-Западном – в приоритете подходы к порту Мурманска. Здесь провозная способность увеличится до 220 млн тонн. В зоне особого внимания – коридор «Север – Юг». Сроки мероприятий синхронизированы с развитием инфраструктуры Ирана и Азербайджана. Провозная способность к 2030 году составит 20 млн тонн.

Помимо этого, через шесть лет до 90 % перевозочных документов должно перейти в электронный формат.

Совершенствование пунктов пропуска также в фокусе внимания Министерства. В состав федерального проекта включены мероприятия по строительству и реконструкции 27 пунктов пропуска из числа приоритетных. Планируется, что по итогам 2030 года будет обеспечен прирост пропускной способности железнодорожных пунктов пропуска в 2,2 раза, автомобильных – в 3,8 раза. Все мероприятия синхронизированы с прогнозной грузовой базой и развитием автомобильной и железнодорожной инфраструктуры.

Отдельное внимание Минтранс будет уделять развитию кадрового запаса и отраслевой науки, предстоит разработать Концепцию научно-технологического развития транспортного комплекса.