На сети «Российских железных дорог» (РЖД) зафиксирован значительный избыток грузовых вагонов. По данным на 1 января 2025 года, их общее количество достигло рекордных 1,382 млн единиц, при этом профицит составил 400 тыс. вагонов. Об этом сообщил заместитель генерального директора РЖД Михаил Глазков, передает ТАСС.
Негативное влияние профицита
Как отметил Глазков, столь большое количество подвижного состава оказывает отрицательное воздействие на эксплуатационную деятельность компании. «Конечно, этот излишний парк вагонов оказывает негативное влияние на эксплуатационную работу, замедляет продвижение грузопотоков, оказывает негативное влияние на надежность доставки груза. Как следствие, качественные и количественные показатели отрасли имеют отрицательную динамику», — заявил он.
В 2023 году была разработана методика расчета потребного парка вагонов в соответствии с объемами грузоперевозок. По расчетам, на 2024 год избыточным считался парк в 250 тыс. единиц, а к февралю 2025 года этот показатель увеличился до 400 тыс. вагонов, что снижает эффективность перевозок.
По словам Глазкова, избыток порожних вагонов негативно влияет на пропускную способность сети. «Например, в октябре 39 тысяч порожних вагонов одновременно следовало по сети во встречном направлении. Переводим в поезда, это получается порядка 400 поездов с однородным подвижным составом одномоментно следуют навстречу и везут не груз, а воздух», — отметил он.
Меры по регулированию вагонного парка
С октября 2024 года РЖД стали более строго нормировать движение порожних вагонов. В результате предпринятых мер к концу года удалось сократить избыточный парк на 75 тыс. единиц. Это способствовало увеличению участковой скорости на 2 км/ч, росту погрузки на 2%, ускорению выгрузки на 1 700 вагонов и снижению задержек в движении груженых поездов на 458 составов. Также на 2 процентных пункта выросла надежность доставки грузов.
При этом, по словам Глазкова, РЖД не вводили новых регламентов для приема вагонов, а действовали строго в рамках законодательства. Однако, как отметил замглавы компании, некоторые вагоностроительные предприятия задерживали приписку новых вагонов, что приводило к затариванию подъездных путей и усложняло их работу.
В связи с этим в конце 2024 года РЖД провели совещания с представителями вагоностроительных заводов. В результате на данный момент на путях необщего пользования у десяти крупнейших производителей находится 3 155 вагонов, что ниже установленного технологического норматива. В то же время с начала 2025 года на сеть общего пользования было выпущено более 2 470 вагонов, при этом с 1 января было построено 2 200 единиц.
Предложения вагоностроителям
РЖД предложили два варианта решения проблемы профицита. Первый — продажа вагона без номера, при этом компания готова перевозить его как груз на собственных осях. Второй — включение в договор условия, по которому будущий владелец подвижного состава должен начать процесс регистрации и присвоения номера вагону за три месяца до его сдачи в эксплуатацию.
«У нас нет задачи всеми силами, всеми путями убрать эти (профицитные — прим. ТАСС) вагоны. Это встречное движение, мы сегодня работаем с операторами и собственниками подвижного состава. И сегодня уже более 116 тысяч вагонов с путей общего пользования по договорам были направлены в длительный отстой на пути необщего пользования. И порядка 36 тысяч вагонов — это вагоны, которые были отставлены с припортовых железных дорог до решения оператора подвижного состава по дальнейшему нахождению этого вагона и использованию данного вагона в перевозочном процессе», — заключил Глазков.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности