Для повышения качества планирования мультимодальных перевозок ученые предложили трансформировать ДМЗИ в систему из инструмента проверки заявок в универсальную цифровую платформу моделирования, прогнозирования и оптимизации работы железнодорожной инфраструктуры, сообщил источник, знакомый с положением дел в холдинге, по итогам заседания Объединенного ученого совета ОАО «РЖД».
Ожидается, что принятые меры снизят долю нереализованных заявок до 5% от общего количества согласованных Гу-12 и сократят порожние пробеги вагонов до 10%.
Апробировать новый подход и ИИ-технологии предложено на полигоне Куйбышевской железной дороги.
Предполагается создать модуль оперативного обмена данными при планировании перевозок с операторами и грузоотправителями, разработать и апробировать принцип «согласовал перевозку – зарезервируй инфраструктуру под подсыл порожних вагонов», разработать модуль автоматического контроля входных данных из смежных автоматизированных систем и создать инструмент расчета экономической результативности перевозок на основе интеграции с КАСУДР-ГП.
Как отметили эксперты, ДМЗИ заставила всех участников перевозочного процесса инфраструктуру, операторов, клиентов действовать более скоординированно и прозрачно. Но сама по себе ДМЗИ не решает фундаментальных проблем нехватки инфраструктурных мощностей на отдельных направлениях и диспропорции между парком и объемами грузов. Для устойчивого эффекта необходим комплексный план развития инфраструктуры, цифровизация взаимодействия подразделений холдинга (единые платформы планирования перевозок) и оптимизация парка под потребности экономики.
В ОАО «РЖД» считают, что ДМЗИ способствует пунктуальности в планировании перевозок и более равномерной загрузки сети, обеспечивает дополнительную выручку от отстоя невостребованных вагонов на путях общего пользования. Однако система при этом может увеличивать риски потери части грузопотока (в частности, от предприятий малого и среднего бизнеса). Кроме того, чрезмерная централизация снижает гибкость работы с клиентами в регионах.
В свою очередь, представитель операторского сообщества отметил, что ДМЗИ помогает прогнозировать спрос на погрузочные ресурсы и оптимизировать работу подвижного состава на приоритетных направлениях. Однако при этом увеличивает риски отправки в отстой вагонов (до 30% парка может оказаться невостребованным), создает предпосылки для роста издержек на отстой вагонов (до 2000 руб./сут.).
Представитель грузовладельцев согласился с тем, что ДМЗИ создает условия для повышения эффективности использования железнодорожной инфраструктуры и способствует переходу к более устойчивой логистике на сети. Однако при этом для ОАО «РЖД» повышаются риски потери части грузов (в том числе из-за переключения их на автомобильный и водный транспорт), замедления цепочек поставок в некоторых секторах российской экономики (сбыт цемента, продукции металлургии), а также – снижения объемов перевозок в ряде отраслей.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности