08.11.2019 Украина в августе не продала ни одного вагона

Кабинет министров Украины принял решение установить запрет на ввоз устаревшего подвижного состава из Российской Федерации с 20 ноября, сообщил министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.

«В мае 2019 года было принято решение ввести с 1 марта 2020 года запрет на ввоз устаревшего подвижного состава из Российской Федерации. (. . .) Сегодня правительство приняло решение установить запрет на ввоз таких вагонов с 20 ноября 2019 года. Должны развивать свою экономику», - написал он на своей странице в Facebook в среду.

Как сообщила агентству «Интерфакс-Украина» секретарь Нацкомитета по промышленному развитию Елена Салихова, принятая украинским правительством в мае отсрочка (до 1 марта 2020 года) введения эмбарго на ввоз в страну из России грузовых вагонов с истекшим сроком эксплуатации привела к резкому росту импорта этих вагонов из РФ и сокращению заказов для украинских вагоностроителей.

По информации «Укрзализныци», за период со 2 января по 3 октября 2019 года на Украину ввезено 4,207 тыс. бывших в употреблении вагонов (90% которых - из РФ). При этом с января по май из России импортировано 732 вагона, а с июня по 3 октября (то есть после официального объявления о введении эмбарго в следующем году) - уже 3,059 тыс. вагонов.

По ее словам, из ввезенных с начала года из РФ 3,791 тыс. вагонов больше всего - зерновозов, которые построены с 1975 по 1991 годы, то есть у них давно истек срок эксплуатации. Существует вероятность, что в ближайшее время будет импортировано еще около 2 тыс. подобных вагонов, добавила Салихова.

Она считает, что проблема наплыва импортных б/у вагонов на самом деле не в отсрочке эмбарго, а в возможности использования списанных вагонов в поездах.

«Мининфраструктуры и «Укрзализныця» еще в 2016 году могли остановить это «беспредел», запретив включать в поезда списанные вагоны, однако не сделали этого. В результате сегодня около 14 тыс. вагонов с сомнительными техническими характеристиками колесят по Украине, разрушают верхнее строение пути и несут потенциальную угрозу крушений составов и жизни людей», - отмечает секретарь нацкомитета.

В свою очередь президент АО «УПЭК» Анатолий Гиршфельд сказал агентству, что в программе обновления подвижного состава на 2017-2021 годы «Укрзализныця» задекларировала покупку 35,773 тыс. новых грузовых вагонов и модернизацию десятков тысяч вагонов, однако третий год эта инициатива «пробуксовывает», хотя ее реализация позволила бы обеспечить рынок вагонами, сэкономить на тяге и обслуживании, а также «разгрузить» депо.

Со своей стороны Салихова констатирует, что ввоз списанных российских вагонов, некоторые из которых приобретаются по цене немного больше цены металлолома, создает неравные конкурентные условия для производителей на Украине, а для государства это недополученные сотни миллионов гривен налогов и сборов в бюджет.

Такая ситуация, отмечает секретарь нацкомитета, уже привела к сокращению заказов на изготовление вагонов украинскими предприятиями и угрозе их остановки. В частности, в августе текущего года ни одного вагона не было продано Попаснянским вагоноремонтным заводом и заводом «Карпаты», а «Днепровагонмаш» продал всего один вагон, «Дизельный завод» - 10 вагонов.
Салихова сообщила, что сейчас промышленники готовят очередное обращение с требованием введения запрета на включение в поезда грузовых вагонов с продленным сроком службы.

Как заявили агентству «Интерфакс-Украина» в руководстве Крюковского вагонзавода, тенденция наращивания объемов ввоза б/у вагонов за последние месяцы позволяет спрогнозировать значительное падение спроса на зерновозы с декабря текущего года.
«Кто-то сильно заинтересован в затягивании запрета на ввоз устаревавших вагонов. Все ожидали, что это произойдет в июле», - отмечают на предприятии.

По мнению генерального директора «Аурум Груп» (в ее состав входит производитель вагонов «Дизельный завод») Андрея Жария, эксплуатация продленных грузовых вагонов фактически делает невозможным существование вагоностроительной и смежных отраслей Украины, задействованных в производстве железнодорожных вагонов, а это сотни предприятий и сотни тысяч рабочих мест.
«В то же время проведенный анализ свидетельствует о том, что при запрете курсирования недефицитных вагонов с продленным сроком эксплуатации, ежегодное выбытие из парка «Укрзализныци» не превысит 5,5 тыс. вагонов, а частных владельцев - не более 4,6 тыс.вагонов в год, что может быть с легкостью восполнено существующими мощностями по вагоностроению на Украине (в 2018 году построено более 11 тыс. вагонов)», - сказал Жарий агентству.

Он напомнил, что производство грузовых вагонов к тому же имеет высокую степень локализации - более 95%, то есть при производстве вагонов используется преимущественно украинское сырье и комплектующие.

Источник: МИНТРАНС