08.07.2021

Украинские железнодорожные колеса для европейских поездов

Несмотря на негативное влияние пандемии, железные дороги Европейского Союза продолжают вкладывать значительные инвестиции в свое развитие. Немецкий оператор Deutsche Bahn прогнозирует выход на докризисные показатели уже в 2022 году. Поэтому сегодня немалые средства направляются в ремонт и обновление подвижного состава.

Одним из аспектов этой работы является закупка запасных частей. Кроме местных производителей в процессе активно участвуют и другие поставщики. Среди них украинский производитель — компания «Интерпайп». Украинское предприятие освоило выпуск нового типа колес для пассажирских поездов Deutsche Bahn. Первая партия такой продукции отгружена и прошла инспекцию у заказчика в апреле 2021 года.

Экспортные железнодорожные колеса

Скоростные пассажирские

Как отмечают в компании, речь идет о колесах ЕТ 442 диаметром 840 мм. Среди особенностей их конструкции — сверление в диске для установки дисковых тормозов, а также повышенные требования к точности геометрических параметров и допусков.

Интересно, что особые требования заказчик выдвинул и к покраске. На колеса нанесено как эксплуатационное покрытие, так и временное. Его необходимо снять при установке тормозных дисков и при запрессовке колес в колесные пары.

Прежде чем выпустить промышленную партию такого сложного продукта, компания прошла путь от проектирования конструкции и химического состава сплава к сертификации согласно требованиям TSI и европейских стандартов.

Колеса для пассажирских поездов Deutsche Bahn

В целом, поставки украинских колес для высокоскоростных поездов Deutsche Bahn стартовали еще осенью 2020 года. К данной продукции предъявляются жесткие требования к показателям пластичности, а также к прочности и соответствии геометрическим параметрам.

Колеса также должны иметь чистовую расточку ступицы.

Грузовой сегмент

Украинский производитель не первый год сотрудничает с Deutsche Bahn и другими европейскими компаниями в плане поставок колес для грузовых вагонов. На предприятии даже отмечают, что два из трех грузовых вагонов в Европе оснащены колесами, изготовленными на украинском заводе.

Примером сотрудничества с европейскими предприятиями является заключенный в текущем году долгосрочный контракт на поставку колесных пар собственного производства для INVEHO UFO. Это одна из крупнейших вагоностроительных компаний во Франции, которая предлагает около 10 моделей грузового подвижного состава, включая хопперы, платформы, цистерны, полувагоны.

Вагоны изготовленные на французском предприятии INVEHO UFO

Соглашение предусматривает производство в Украине и поставки 1530 колесных пар конструкции ULT-25 до сентября 2022 года.

Колпара разработана инженерами украинской компании для колеи шириной 1435 мм. Они предназначены для грузовых поездов, развивающих скорость до 120 км / ч. Конструкция диска колеса позволяет повысить его износостойкость и продлить жизненный цикл продукции.

Положительная динамика

В целом, по итогам 2020-го «ИНТЕРПАЙП» увеличил долю продаж своей железнодорожной продукции для европейский рынок до 35%. В позапрошлом году этот показатель составлял 25%. Таким образом, продажи достигли очередного максимума.

Продажи железнодорожной продукции по регионам мира

По словам директора дивизиона железнодорожной продукции «ИНТЕРПАЙП» Александра Гарькавого, наращивание экспорта на европейский рынок является стратегической задачей предприятия.

С учетом вышеизложенных договоренностей результаты работы украинского производителя в 2021 году обещают быть не менее впечатляющими.

Через ЕС в Северную Америку

Кроме европейского рынка, около 3% украинских колес отправляются за океан — в США и Канаду. За последнее время заключен ряд контрактов с североамериканскими компаниями. Например, на поставку колес для поездов метро Сакраменто (штат Калифорния, США). Данная продукция произведена одновременно по двум стандартам — европейскому EN и американскому AAR.

Трамвай Siemens в Атланте, штат Джорджия (США)

Разработки стартовали еще четыре года назад, в рамках совместного проекта с немецкими компаниями Bochumer Verein Verkehrstechnik и Siemens Mobility, которая производит легкорельсовый транспорт на своем заводе в США. Прием опытной партии происходил в Украине, а аудит — в Германии.

Кроме того, разработаны и поставлены три модели колес для вагоноремонтного рынка Канады.

По американскому стандарту AAR производятся локомотивные колеса диаметром 1076 мм для Мавритании. Недавно заключен долгосрочный контракт с национальным оператором SNIM. Колеса планируется устанавливать на тепловозы для перевозок на железорудной линии Зуэрат — Нуадибу, где длина поездов достигает 2,5 км. В условиях африканской песчаной пустыни на первое место выходит параметр износостойкости.

Поезд на железорудной линии в Мавритании

Итоги для экономики

Несмотря на трудности на глобальном рынке подвижного состава из-за пандемии COVID-19, украинскому производителю колес удается сохранять прибыльность и обеспечивать отчисления в местный и государственный бюджеты. В этом, как отмечают на предприятии, большая заслуга экспортной железнодорожной продукции.

В целом, по итогам 2020 года «Интерпайп» перечислил в бюджеты всех уровней  2,54 млрд грн. (около 80 млн евро) налогов и сборов. Это можно сравнить, например, с годовым бюджетом такого большого города, как Ивано-Франковск.

Кроме рынков ЕС и Северной Америки, украинские колеса для подвижного состава под брендом KLW экспортируются в страны СНГ, на Ближний Восток и в Северную Африку. Всего в 2020 году реализовано более 192 тыс. т продукции железнодорожного назначения.

Одним из составляющих успеха экспорта является использование экологически чистых технологий в металлургии, снижающих выбросы углекислого газа. Еще 9 лет назад построен электросталеплавильный комплекс, что позволило закрыть мартеновское производство и сократить эмиссию СО2 почти в 10 раз. Завод уже сегодня соответствует европейским экологическим стандартам и целям European Green Deal к 2050 году.

Источник: RAILWAY SUPPLY