25.11.2019

Украинское эмбарго на б/у вагоны из России

Кабинет министров Украины на совещании правительства 6 ноября 2019 года ввел эмбарго на ввоз российских подержанных вагонов на территорию страны. Решение правительства вступило в силу 20 ноября. Причиной запрета является резкий рост импорта подвижного состава с большим пробегом из России.

По данным национального комитета по промышленному развитию Украины, за период со 2 января по 3 октября 2019 года на Украину ввезено 4,2 тыс. вагонов с истекшим сроком эксплуатации, 3,8 тыс. из которых российского производства. Как отмечает секретарь национального комитета по промышленному развитию Украины Елена Салихова, при этом с января по май на территорию Украины импортировано 732 российских вагона, а с июня по октябрь, после майской отсрочки эмбарго до 2020 года, – 3059 единиц устаревшей техники.

«Из ввезенного с начала года из России 3791 вагона больше всего – зерновозов, которые построены с 1975 по 1991 год, то есть у них давно истек срок эксплуатации. Проблема наплыва импортных б/у вагонов заключается в возможности использования списанной техники в поездах. Министерство инфраструктуры и «Укрзализныця» (УЗ) еще в 2016 году могли остановить это, запретив включать в поезда списанные вагоны, однако не сделали этого. В результате сегодня около 14 тыс. вагонов с сомнительными техническими характеристиками колесят по Украине», – считает Елена Салихова.

Как рассказал «Гудку» руководитель Ассоциации собственников вагонов Украины Александр Криворучко, основная проблема заключается в том, что УЗ продлевает у устаревшей техники срок эксплуатации на 10 лет.

«При этом мы должны понимать, что от формального продления срока службы сам вагон не становится новее, а следовательно, больше ломается. Он требует более частых ремонтов и в некоторых случаях из-за усталости металла может нести угрозу целостности груза и путей. Частые ремонты – это отвлечение тяги, простои и прочие непродуктивные траты ресурсов», – считает эксперт.

В ОАО «Азовмаш», ПАО «Днепровагонмаш», ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» и Департаменте вагонного хозяйства УЗ не смогли ответить на вопросы «Гудка» о последствиях для вагоностроителей и в целом украинского железнодорожного рынка после введения эмбарго.

Александр Криворучко считает, что украинские вагоностроительные предприятия готовы к увеличению производства после закрытия российского рынка техники. «Заводы обладают существенным запасом мощности. Вероятно, благодаря данным мерам со временем несколько возрастет спрос на новые вагоны разных модификаций», – утверждает господин Криворучко.

Напомним, в мае 2019 года украинский Кабмин запретил ввоз устаревшего подвижного состава из России с 1 марта 2020 года. Тогда украинские вагоностроители предсказывали, что столь позднее введение эмбарго приведет к остановке вагоностроительных заводов страны.

По данным промышленно-инвестиционной Группы Aurum Group, за 2016–2018 годы на Украину ввезено из России около 10 тыс. вагонов, исчерпавших срок эксплуатации. Как отметила собственница Aurum Group Алена Лебедева, популярность российских б/у вагонов связана с более низкой стоимостью, чем украинских.

«Украинские компании за списанные полувагоны предлагают сумму на 30–50% выше, чем специализирующиеся на утилизации предприятия России», – резюмировала Алена Лебедева.

Источник: ГУДОК