30.08.2018

Управление безопасным движением должно быть безопасным

Министерство транспорта РФ подготовило поправки в закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в соответствии с которыми все участники перевозочного процесса должны будут обзавестись системой управления безопасностью движения, созданной по единым правилам. Сами правила предполагается утвердить позднее отдельным постановлением Правительства РФ.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, в законодательстве РФ в области железнодорожного транспорта в настоящее время отсутствуют правовые нормы по наличию у участника перевозочного процесса системы управления безопасностью, а также правила по её разработке.

«Участники перевозочного процесса должны применять систему управления безопасностью движения, разработанную в соответствии с Правилами разработки и применения системы управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте, установленными Правительством РФ», – такой абзац появится в законе «О железнодорожном транспорте» в соответствии с предлагаемыми поправками.

Как рассказала «Гудку» начальник отдела нормативно-технического регулирования и межведомственного взаимодействия Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Анна Танонова, действие документа будет распространяться на всех участников перевозочного процесса, включая собственников и операторов подвижного состава, а также владельцев инфраструктуры.

«Для разработки таких систем будет введён единый порядок, утверждённый Правительством РФ. Сам порядок уже подготовлен, однако в кабинет министров он может быть направлен только после внесения изменений в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в России», которые сейчас и инициированы», – отметила Анна Танонова.

По её словам, система управления, предлагаемая к внедрению, – это фактически комплект документов, который позволит самим участникам транспортного рынка анализировать и прогнозировать риски возникновения каких-либо событий в случае неисполнения ими требований действующих нормативных документов.

«Это обусловлено необходимостью выполнения международных обязательств – есть договор Евразийского экономического союза (ЕАЭС. – Ред.), подписанный ещё в 2014 году в Астане, в соответствии с которым утверждены Правила доступа к услугам инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС. Одним из условий доступа является наличие сертификата безопасности. Это документ, который подтверждает наличие у участника перевозочного процесса системы управления безопасностью, выданный в порядке, установленном национальным законодательством», – сказала Анна Танонова.

«Общие подходы к требованиям и порядку его выдачи рекомендованы Коллегией Евразийской экономической комиссии в 2016 году. И в настоящий момент в отрасли присутствует определённый правовой вакуум – требования к выдаче сертификата безопасности существуют, административный регламент, согласно которому исполнением государственной функции по выдаче сертификата наделён Росжелдор, тоже есть. А провести аудит систем управления безопасностью невозможно, потому что систем управления безопасностью нет как таковых. Таким образом, предлагаемые поправки в закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» призваны устранить международные правовые коллизии и подготовить почву для создания единого порядка управления безопасностью движения на железнодорожном транспорте РФ и повышения значимости ответственности всех организаций железнодорожного комплекса», – резюмировала Анна Танонова.

Заместитель председателя Некоммерческого партнёрства операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин отметил, что сертификаты безопасности уже выдаются перевозчикам в странах ЕАЭС.

«Но надо понимать, что понятие «участник перевозочного процесса» достаточно размыто, оно нигде не закреплено законодательно. Это привело к тому, что фразу из соглашения о доступе к инфраструктуре железнодорожного транспорта, касающуюся, по сути, только перевозчика, могут распространить практически на весь рынок. По этой логике даже те грузоотправители, которые отгружают по два вагона в год и на этот момент становятся участниками перевозочного процесса, должны внедрять общую для всех систему управления безопасностью движения. Наверное, это не самый рациональный подход», – сообщил эксперт.

Впрочем, отметил он, если действие документа распространится на всех операторов грузовых вагонов, это может дисциплинировать участников отрасли: введение профессионального ценза сделает рынок более прозрачным и добавит операторским компаниям ответственности.

Источник: СОЖТ