24.11.2023

В 2025 г. вступит в силу ГОСТ «Вагоны рефрижераторные автономные. Общие технические условия»

Межгосударственный стандарт, разработанный ООО «Уральское конструкторское бюро вагоностроения» (ООО «УКБВ») в рамках программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт», распространяется на автономные рефрижераторные вагоны (АРВ), предназначенные для перевозки грузов, в т.ч. скоропортящихся (штучных, тарно-штучных, пакетированных, перевозимых навалом, в ящиках, на паллетах), требующих применения мер защиты (охлаждения, отопления) от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, по железнодорожным путям общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм и оборудованные тележками по ГОСТ 9246-2013 «Тележки двухосные трехэлементные грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия» или ГОСТ 34763.1-2021 «Тележки трех- и четырехосные грузовых вагонов железных дорог. Общие технические условия».

Цель разработки ГОСТ 35003-2023 заключалась в создании нормативной базы для проектирования и производства автономных рефрижераторных вагонов, предназначенных для грузовых перевозок скоропортящихся грузов во внутреннем и международном сообщении по железным дорогам колеи 1520 мм.

Стандарт устанавливает требования к конструкции автономных рефрижераторных грузовых вагонов, специфической особенностью которой является оборудование вагона компрессорными и холодильными установками, устройствами электроотопления, принудительной вентиляцией, системой циркуляции воздуха, устройством для удаления конденсата и промывочных стоков воды, приборами контроля, в т.ч. температуры воздуха и груза. В кузове вагона предусматриваются грузовое и машинное отделения.

Также стандарт регламентирует требования к системам энергообеспечения, охлаждения (нагрева), вспомогательному и специальному оборудованию, материалам, комплектующим и покрытиям, динамическим качествам, сцепляемости и воздействию на путь и тормозным показателям, надежности, эргономики, маркировке, комплектности. Требования к поручням, подножкам и лестницам отражены в обязательном приложении ГОСТ 35003-2023.

Стандарт будет включен в доказательную базу для обеспечения выполнения технического регламента ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава».

Кроме того, разработка ГОСТ 35003-2023 проводилась при активном участии ОПЖТ в рамках ТК 045 / МТК 524 во исполнение Министерством транспорта Российской Федерации поручения президента Российской Федерации по поэтапному переходу к использованию отечественных инновационных грузовых вагонов и локомотивов с улучшенными технико-экономическими характеристиками, в том числе отвечающих передовым экологическим требованиям.

Стандарт разрабатывался с февраля 2021 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и неоднократного рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило более четырехсот замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО «РЖД» (его структурных подразделений и филиалов), АО «Трансмашхолдинг», АО «ПГК», АО «ВНИКТИ», АО «ВНИИЖТ», ООО «ВНИЦТТ», АО «НИИАС», АО «Алтайвагон», а также от других организаций-членов ОПЖТ и ТК 045 / МТК 524.

Протоколом от 25 сентября 2023 г. № 165-П стандарт принят по результатам голосования в АИС МГС. За его принятие проголосовали: Армения, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2023 г. № 1087-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 35003-2023 вводится в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 20 июня 2025 г. с правом досрочного применения.

С текстом ГОСТ 35003-2023 можно ознакомиться на сайте Росстандарта. Приобрести официальное издание стандарта можно на сайте ФГБУ «Институт стандартизации». Также доступ к официальному тексту документа можно получить в рамках электронного фонда правовых и нормативно-технических документов системы «Техэксперт» компании «Кодекс».

Источник: ОПЖТ