17.12.2025

В ноябре в восточном направлении по сети РЖД отправлено на экспорт 9,6 млн тонн угля

Максимальные объёмы отправок угля на восток по сети держатся с марта 2025 года. Увеличение перевозок стало возможным благодаря модернизации инфраструктуры Восточного полигона, использованию новых локомотивов, повышению массы поездов и уплотнению графика, в том числе за счёт технологии виртуальной сцепки, поясняют в ОАО «РЖД».

По словам директора по грузовому транспорту и логистике ЦЭИ Игоря Смирнова, системная работа РЖД позволила продемонстрировать рекордные показатели. «Речь идёт не только о поэтапном расширении пропускной способности БАМа и Транссиба, но и о более гибком управлении перевозочным процессом. Важную роль сыграло и взаимодействие с грузоотправителями и портами, позволившее синхронизировать железнодорожную и портовую логистику», – считает эксперт.

В то же время рекордные объёмы экспорта угля в направлении Восточного полигона стали закономерным итогом глубокой трансформации внешних рынков и логистических маршрутов, добавляет Игорь Смирнов. Выбор этого направления сегодня во многом продиктован структурой мирового спроса: именно страны АТР остаются крупнейшими и наиболее стабильными потребителями энергетического и коксующегося угля. Китай, Индия, Южная Корея, страны Юго-Восточной Азии продолжают импортировать значительные объёмы топлива, что делает дальневосточные порты для российских грузоотправителей наиболее коротким, предсказуемым и экономически оправданным маршрутом. Об этом свидетельствуют цифры.

В направлении портов погружено 13,5 млн тонн угля. В числе лидеров порты Дальнего Востока – через них отгрузили 8,5 млн тонн, что на 12% больше, чем год назад. Экспорт через порты в западном направлении суммарно вырос на 1,7%, до 5 млн тонн. В адрес портов Юга отправлено 1,8 млн тонн (+28,7%), в порты Северо-Запада поехало 3,2 млн тонн (–9,2%).

Текущие тренды указывают на то, что Восточный полигон окончательно закрепился в статусе ключевого экспортного коридора для угольной отрасли. Его рекордные показатели – это не разовый эффект, а отражение долгосрочного разворота логистики и внешней торговли, в котором РЖД играют одну из определяющих ролей. «При низких ценах на угольную продукцию восточное направление является фактически безальтернативным маршрутом для доставки угольной продукции на азиатские рынки», – отмечает Игорь Смирнов.

Источник: 1520International.com