Контрейлерные перевозки широко распространены в Европе, США, Австралии. В Европе они субсидируются государством и составляют до 30% от объема всех железнодорожных перевозок.
Несмотря на то, что Концепция организации контрейлерных перевозок на пространстве 1520 разработана еще в 2011 году, такие отправки до сих пор являются тестовыми и лишь немногие участники логистического рынка считают их перспективными. И хотя эти перевозки подходят для любых типов грузов, перевозимых траками, ажиотажного спроса на них сейчас не наблюдается, поскольку эта схема доставки удобна и результативна далеко не на всех маршрутах.
Из преимуществ таких отправок можно выделить следующие: возможность снизить издержки (например, на топливо, оплату «Платона»), сократить транзитное время на некоторых участках, снизить зависимость выполнения перевозки от погодных и дорожных условий. А если при контрейлерной перевозке использовать только полуприцеп, то водитель потребуется лишь для «первой и последней мили».
Пока в России контрейлерные перевозки находятся в зачаточном состоянии. Чтобы они развивались, в первую очередь необходимо создать инфраструктуру, нарастить количество платформ и обеспечить финансирование. Здесь без государственной поддержки не обойтись.
Особый акцент в расширении инфраструктуры следует сделать на труднодоступных для автомобильной доставки участках, а также там, где срок транзита по железной дороге будет меньше, чем автомобильным транспортом. Необходима единая сеть контрейлерных терминалов, каждый из которых будет находиться в ключевых транспортных узлах. Также нужны подъездные пути и специальное оборудование, которыми располагают не все станции. Например, ст. Белый Раст может принимать контрейлеры, но по факту было зафиксировано лишь несколько случаев обслуживания подобных отправок.
Еще одна проблема заключается в том, что в России контрейлерные перевозки пока неконкурентоспособны по цене, а значит, и менее привлекательны для грузовладельцев. Сейчас при расчете стоимости компании руководствуются действующими тарифами, а по ним транспортировка автомобиля является одной из самых дорогих. Должен быть установлен специальный тариф, который распространится только на перевозку контрейлеров.
Кроме того, нет необходимого числа специальных платформ для потоковых контрейлерных перевозок. Сейчас в обращении находится порядка 50 платформ, услуги по контрейлерным отправкам предоставляет ограниченное количество операторов. Не разработан оптимальный план по перевозке контрейлеров. РЖД установлены слишком сжатые сроки обслуживания одного состава, поэтому при сильных нагрузках требуется много людей, что также существенно сказывается на цене услуги. Также следует разработать нормативно-правовую базу, которая будет регулировать отношения между всеми участниками процесса.
В результате в настоящее время наблюдается экономическая несостоятельность данного вида перевозок и возможность их применения исключительно в особых случаях. Рынок начнет постепенно осуществлять такие перевозки только тогда, когда будут созданы маршруты, соответствующая инфраструктура и сформирована тарифная сетка. На мой взгляд, есть смысл развивать такие перевозки в экспортно-импортном сообщении между Россией и Китаем.
Анна Ростовцева, ведущий специалист по операционной работе компании Novelco
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности