За январь - сентябрь 2025 г. в России было выпущено 41 478 единиц грузового подвижного состава. Это на 23% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из данных Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ), с которыми ознакомились "Ведомости".
Производство почти всех типов вагонов за минувшие девять месяцев показало снижение. В частности, выпуск полувагонов снизился на 13% до 18 159 единиц, платформ - на 23% до 4421 вагона, хопперов - в 1,8 раза до 2801 шт., крытых вагонов - более чем на треть до 2598 единиц.
Рост производства был отмечен только в сегменте цистерн - почти в 1,5 раза до 13 081 единицы и вагонов-самосвалов - в 2,2 раза до 212 шт. Кроме того, с конца прошлого года в России началось серийное производство изотермических вагонов, уже за девять месяцев 2025 г. было выпущено 226 единиц.
Из общего объема выпуска грузового подвижного состава на инновационные вагоны (нагрузка 25 тс) в январе - сентябре пришлось 14 179 шт., или 34%. Это на 5% меньше, чем годом ранее. Большая часть построенного инновационного парка пришлась на полувагоны - 11 900 единиц, рост 28%. Кроме того, было выпущено 1800 инновационных цистерн (+42%) и 500 хопперов (-88%).
Для сравнения: еще за первое полугодие динамика выпуска инновационных вагонов была положительной и составляла 18% (11 600 единиц).
Производство грузовых вагонов в России снижается на протяжении большей части текущего года после рекордных за последние несколько лет результатов 2024 г. Тогда было произведено 74 900 вагонов - на 17% больше по сравнению с 2023 г.
Eще в начале года заместитель гендиректора РЖД - начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков говорил, что монополия предложила скорректировать объем производства грузовых вагонов, так как в 2024 г. разница между производством и списанием вагонов составила более 50 000 единиц. При этом в мае парк грузовых вагонов сети РЖД превысил 1,4 млн шт.
Сейчас этот показатель остается на уровне около 1,4 млн единиц, 660 000 из которых - полувагоны. С начала года общий парк вырос на 16 700 вагонов, в том числе парк полувагонов - на 11 000, следует из данных РЖД. Оценочный профицит подвижного состава на сети составляет порядка 400 000 вагонов.
В сложившейся ситуации погрузка за девять месяцев снизилась на 6,7% до 830,2 млн т, а долгосрочные ставки аренды на типовые полувагоны (нагрузка 23 тс) в августе упали втрое в годовом выражении и достигли уровня 900 руб./сутки ("Ведомости" писали об этом 6 октября). Такой уровень ставок с учетом инфляции является минимальным за последние 10 лет.
В 2025 г. снижение производства грузовых вагонов в России составит от 31 до 25%, или 49 900-54 900 единиц, следует из аналитического отчета Rollingstock Agency (RSA). На показатель с разной степенью силы в зависимости от сценария будут влиять низкие темпы роста грузовой базы, незначительное увеличение потребностей в парке на сети и административные меры РЖД по борьбе с порожними вагонами, считают аналитики.
В качестве базового варианта они предполагают, что по итогам текущего года заказчикам будет поставлено 52 700 вагонов, на 28% меньше, чем в 2024 г. Из этого объема 23 500 шт. будет приходиться на полувагоны (-17%).
Такие тренды продолжат оказывать влияние на рынок вагоностроения и в 2026 г., следует из отчета. Согласно базовому прогнозу RSA, в будущем году на сеть поступит 43 200 новых грузовых вагонов. Это на 18% ниже ожидаемого уровня в 2025 г. и на 41% - фактического за 2024 г.
Партнер и сооснователь RSA Александр Поликарпов считает, что снижение производства грузовых вагонов в текущем году связано с переходом от рынка продавца к рынку покупателей. При текущем уровне ключевой ставки финансовые возможности клиентов ограничены и в результате закупка вагонов работает не в качестве инвестинструмента, а для хеджирования рисков транспортной и производственной безопасности, объясняет он.
Спрос на ряд грузовых вагонов, например цистерн, объясняется необходимостью удовлетворения потребности в перевозках нефтехимической продукции и удобрений, пояснил гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров.
Ситуация может измениться ближе к концу следующего года на фоне роста стоимости ремонта грузовых вагонов, рассуждает он. Например, для полувагонов эта цена уже превышает 1,3 млн руб., для крытых вагонов она варьируется в диапазоне 700 000 - 1 млн руб., а для хопперов - от 500 000 до 700 000 руб., уточнил эксперт. По его мнению, дальнейший рост цен на ремонт позволит снизить профицит парка на сети и стабилизирует ситуацию на рынке новых грузовых вагонов.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности