24.09.2019

В защиту перехода на кассетные подшипники от Михаила Сапетова

Важным на сегодняшний день стало принятие извещения о переводе парка грузовых вагонов в РФ на буксовый узел кассетного типа при производстве капитального ремонта колесных пар начиная с 1 января 2021 года. Тема, которая вызвала очень серьезный резонанс, в том числе и со стороны операторского сообщества. Началась серьезная полемика по этому поводу.

Поэтому обсуждение будет вестись довольно динамично. Сейчас для реализации этой задачи уже подготовлена дорожная карта. Соответственно, есть договоренность о формировании дополнительных рабочих групп, которые будут рассматривать и оценивать все риски, связанные с переводом нашего парка на кассеты. То есть вопрос получился очень интересный, живой, ну и, соответственно, сейчас мы намного быстрее реализуем совместные планы, которые утвердили еще в 2017 году на площадке НП «ОПЖТ», связанные с переводом, разработкой программы по переводу парка на кассеты.

Появление извещения с конкретным сроком, на мой взгляд, ускорит реализацию и актуализацию данного плана и, соответственно, выход на решение поставленных задач. Риски, которые уже обсуждаются, связанные с реализацией этой задачи, – их достаточно много, поскольку и сама задача комплексная. Здесь завязаны интересы Минпромторга, она затрагивает интересы Минтранса и, самое главное, ОАО «РЖД» и владельцев парка.

Понятно, что задача дорогостоящая, и по времени мы оцениваем в 10–15 лет, когда эту задачу реально можно будет решить. Но когда начинаем смотреть положительный эффект от ее решения, хочется вспомнить по аналогии, что, когда нас переводили на подшипники качения, тогда тоже говорили о дефиците мощностей, тоже говорили о том, что будут социальные взрывы, потому что куда же денутся работники вагоноремонтных депо или тогда еще общих эксплуатационных депо.

Мы говорили о том, куда будем девать специалистов-смазчиков. И тогда мы ехали как бы на короткое плечо, было очень много отказов по буксовому узлу, не говорю про экологию, и потом раз – все нормально. Покатились. Для примера – китайцы свой парк на кассеты перевели за три года. Смогли это и сделали. Если мы посмотрим по ремонтным предприятиям, какое количество проблем создает ремонтно-комплектовочное отделение? И какое количество средств вагоноремонтное депо вынуждено тратить на содержание или поддержание этой технологии? Если мы все это положим на бумагу, есть много очень интересных моментов, даже в эксплуатации.

Мы посмотрели, сколько операций от осмотрщика вагонов уйдет, когда он будет работать с кассетой, и то, что он делает сегодня. Начиная от молотка, с которым он ползает вдоль вагонов. Здесь есть определенный эффект. Вопрос живой. Вопрос, над которым очень активно ведется работа, и надеюсь, что мы задачу по переводу парка совместными усилиями решим.

Михаил Сапетов, начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД»

Источник: РЖД-Партнер