08.06.2023

Вагоностроители снова заговорили о субсидировании отрасли

Технологический суверенитет крайне необходим как защита от возможных разрывов логистических цепочек и гарант временного лага, позволяющего перестроить логистику. Независимость достигается при помощи собственного производства и наличия широкой сети поставщиков из дружественных стран.

Государство заинтересовано в достижении технологического суверенитета в первую очередь, и потому оно будет поддерживать реализацию приоритетных направлений, обеспечивающих его закрепление.

Поддержка при этом может выражаться как в субсидировании/софинансировании НИОКР и расширения производств, так и в поддержке потребителей путём возмещения части затрат, связанных с приобретением продукции.

В грузовом вагоностроении прямые меры поддержки или субсидии производителям реализовывались для предприятий, занятых производством инновационных грузовых вагонов или проведением НИОКР при реализации инновационных проектов. Необходимо отметить и адресные меры поддержки по субсидированию части затрат на НИОКР (субсидии Минпромторга на создание рефконтейнера компанией «Омсктрансмаш» производства АО «Уралвагонзавод», на создание автономного рефрижераторного вагона компанией «РМ Рейл»).

Учитывая взаимосвязанность участников рынка транспортного машиностроения и железнодорожных перевозок, наиболее эффективным оказалось стимулирование потребителей к покупке инновационной продукции. Важной составляющей, повышающей интерес к покупке инновационной продукции, являлось действие специальных тарифных схем на порожний пробег инновационных вагонов, прекращённых приказом ФАС в 2021 году. Приказом отменены тарифные схемы, касающиеся платы за порожний пробег полувагонов и хопперов-минераловозов, а в отношении части моделей подвижного состава скидка перенесена на гружёный пробег.

Наиболее эффективно зарекомендовала себя поддержка покупателей либо путём субсидирования части затрат на покупку инновационной продукции, либо путём установления в отношении такой продукции специальных схем, обеспечивающих дополнительную экономию при эксплуатации.

С точки зрения вагоностроителей, одной из самых эффективных мер поддержки отрасли могло бы стать выделение субсидий, позволяющих нивелировать последствия от роста цен на металлопродукцию. Если говорить о потребителях, то учитывая, что значительная доля парка приобретена с привлечением механизмов лизинга, целесообразной мерой поддержки также могло бы стать широкое применение льготного лизинга.

Евгений Семёнов, исполнительный директор Союза «Объединение вагоностроителей»

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520