20.05.2025

Восточный полигон: грузооборот растет, погрузка падает

В апреле тарифный грузооборот на дорогах Восточного полигона составил 2568 млн т-км в сутки, что на 1% превышает показатель соответствующего месяца 2024 года.

За четыре месяца 2025 года погрузка на Восточно-Сибирской магистрали составила 18,8 млн т, что на 1,7% меньше, чем годом ранее (при этом в апреле она равнялась 5 млн т, на 0,2% меньше прошлогоднего результата). Здесь основное снижение связано с отправками каменного угля, стройматериалов, лесных грузов.

На 3,7% в январе-апреле сократилась погрузка на Дальневосточной железной дороге, до 23,9 млн т. В отрицательной зоне оказались такие номенклатуры, как нефтепродукты, лесные грузы, уголь. Стоит сказать, что драйвером роста погрузки последние годы на ДВЖД было Эльгинское угольное месторождение. Сейчас компания-разработчик разреза переключает часть отправок продукции на собственную инфраструктуру: подъездной путь (т.н. Тихоокеанская железная дорога) к терминалу в районе поселка Чумикан на Охотском море.

Немного сократилась и погрузка Забайкальской магистрали. За 4 месяца на ее станциях погружено 8,1 млн т различных грузов. Это на 0,8% ниже, чем годом ранее.

Вместе с этим на ЗабЖД в отличие от ВСЖД и ДВЖД снизился грузооборот. В целом же тоннокилометровая работа дорог Восточного полигона остается в положительной зоне. За 4 месяца его суммарный тарифный грузооборот составил 2 617 млн т-км в сутки, что на 2,7% опережает соответствующий показатель 2024 года.

Судя по всему, прирост перевозок, включая передачу вагонопотока с других дорог, наблюдается в первую очередь по БАМу (стоит сказать, многие станции ЗабЖД расположены на главном транссибирском ходу), который получает увеличение пропускной/провозной способности за счет модернизации.

Напомним, по итогам II этапа развития Восточного полигона, работы по которому до сих пор продолжаются, его технические возможности могут обеспечивать перевозку в четном направлении до 180 млн т груза ежегодно.

Источник: РЖД-Партнер