24.06.2022

Встреча Михаила Мишустина с руководителем Росаккредитации Назарием Скрыпником

Руководитель Росаккредитации доложил Председателю Правительства о работе по упрощению процедуры ввоза товаров, взаимодействии с ФТС, а также проинформировал о ходе цифровизации ведомства и реализации проектов по повышению информированности покупателей о безопасности приобретаемой продукции.

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, Назарий Викторович!

Федеральная служба по аккредитации является важной системой для проверки качества товаров, которые поступают на наш рынок и потом реализуются. Это происходит в лабораториях, в специальных исследовательских местах, где вы фактически защищаете отечественного потребителя от некачественной продукции, от контрафакта. И конечно, от качества этих исследований напрямую зависят жизнь и здоровье наших сограждан. Пожалуйста, расскажите о том, что сейчас в службе на повестке дня является самым важным и как налажена эта работа.

Н.Скрыпник: Уважаемый Михаил Владимирович!

Росаккредитация 10 лет аккредитует и контролирует органы по сертификации и испытательные лаборатории – их более 9 тыс. в стране, и именно они несут ответственность за выдачу документов о безопасности товаров. Росаккредитация в своей работе большое внимание уделяет цифровой повестке. Но цифровая трансформация для нас не самоцель, а эффективный механизм в решении нашей основной задачи – быть полезными гражданам и государству. Для нас один из важных приоритетов – делиться данными со всеми заинтересованными лицами. Я бы хотел привести несколько примеров.

Так, Федеральная таможенная служба получает от нас данные о действительности сертификатов и использует их при таможенном контроле. 8 млн запросов ежегодно мы получаем от Федеральной таможенной службы и отрабатываем каждый из них в среднем за 18 секунд от времени поступления запроса до получения ответа, а 10% запросов отрабатываем в срок менее трёх секунд.Для нас эти цифры очень важны, потому что именно эти данные используются при автовыпуске импортируемых товаров.

 Второй, также очень важный, пример касается непосредственно граждан. В марте этого года мы были на совещании с партией «Единая Россия» по детским товарам, где очень чётко прозвучал запрос на повышение информированности при выборе и приобретении детских товаров в интернете. И мы реализовали механизм информированности о безопасности продукции прямо в карточке товара интернет-магазина. Как это работает? Например, мама решила купить ребёнку футболку, заходит в интернет-магазин и прямо напротив фотографии с футболкой видит надпись «товар проверен». Надпись снабжена «живой» ссылкой на реестр Росаккредитации, где можно проверить действительные сертификаты. Всё это происходит благодаря автоматическому обмену данными между Росаккредитацией и интернет-магазином. И от этого прежде всего выигрывают граждане. На сайте интернет-магазина «Озон» сейчас 1 млн товаров имеют такую надпись. И мы сейчас делаем всё возможное, чтобы из продажи исчезали товары, у которых сертификат был прекращён по той или иной причине. Это фактически элемент контроля за безопасностью товаров на рынке – без контроля в привычном смысле этого слова. Таким образом, мы стараемся делать всё, чтобы наши данные были полезны гражданам.

Ещё один пример – это работа с классической розницей, супермаркеты. Мы сейчас подключаем практически все крупнейшие сети. По нашим оценкам, порядка 40 тыс. магазинов будет задействовано в этой работе. Схема будет работать примерно так же. Розничная сеть получает информацию о прекращении сертификата – товар снимают с полки. 

И последний пример, который хотел привести. Мы провели пилотный проект с агентством госзакупок Республики Татарстан. 21 тыс. товаров прошли проверку через систему Росаккредитации, и 2,5 тыс. товаров не прошли эту проверку, потому что не было сертификата, были не те данные или же вообще была откровенная подделка.

То есть, мы используем все возможности, чтобы на полках магазинов было меньше товаров контрафактных или небезопасных. И постараемся, чтобы эти меры были распространены на всю страну.

М.Мишустин: Нужно, конечно, продолжать эту работу. 9 тыс. лабораторий – это большое хозяйство, которое необходимо не просто содержать, а осуществлять систему аналитического контроля и взаимодействовать активно с федеральными органами исполнительной власти и другими ведомствами. В частности, Вы сказали о плотном взаимодействии с таможенной службой, это очень важно. И в этой связи я бы хотел задать вопрос: как сегодня обстоят дела с сокращением процедур ввоза товаров? Потому что упрощение процедуры ввоза – это важнейший тренд с учётом санкционного давления, что, конечно же, должно помогать предпринимателям в новых рыночных условиях быстрее адаптироваться. На необходимость снижения регуляторной и административной нагрузки неоднократно обращал внимание наш Президент. И здесь важно сокращать любую нагрузку, включая выездные проверки, которые забирают достаточно большое время. Бизнес сегодня должен в полной мере сосредоточиться на деле, не отвлекаясь на излишнюю бюрократию. Как с этим обстоят дела и каковы на сегодняшний день сроки оформления товаров с учётом новых процедур?

Н.Скрыпник: Фактически основная наша услуга – это аккредитация, которая по своей сути и является проверкой. Уже два года, как мы реализовали дистанционный механизм оказания услуги, потому что экспертная группа, которая проверяет лабораторию, должна была выезжать на место и два, три, четыре дня работать там, проверять оборудование, насколько люди подготовлены. Коронавирусная инфекция сделала это всё невозможным. Мы в кратчайшие сроки наладили возможность видеосвязи, техподдержку, расширили серверную базу, прописали необходимые документы. В самый тяжёлый период у нас было более 98% таких проверок в дистанционном формате. Это дало свои плюсы. Во-первых, сократился срок – примерно на 20% на одну проверку. Фактически исчезли временные затраты на командировки и соответственно командировочные расходы. И общий эффект на тот момент по году был порядка 300 млн рублей на все лаборатории, которые получили эту услугу. При этом повысилась объективность оказания услуги, потому что все видеозаписи сейчас хранятся на протяжении пяти лет и можно проверить, как оказывалась услуга.

Все эти механизмы нам дали возможность снизить количество проверок за предыдущие два года на 60%. И мы не намерены останавливаться на этой цифре.
Но самое главное, чем мы занимались в предыдущие два-три месяца – это, конечно же, поддержка бизнеса в условиях санкционного давления. Процесс сертификации достаточно длительный и трудоёмкий, занимает порой месяц и более. На встрече с бизнесом в начале марта мы услышали о проблемах. Невозможно выехать за границу, чтобы отобрать образец товара на производстве. Невозможно его привезти в Россию, для того чтобы его испытать.

С этим надо было что-то делать, и тогда уже были приняты первые меры поддержки. Мы разработали пул из 25 тыс. сертификатов, 330 тыс. деклараций. Эти документы были продлены на один год. Также был разработан новый порядок упрощённого декларирования. Его суть в том, что вместо протокола испытания российской лабораторией, который раньше был обязательным, можно использовать протокол испытания иностранной лабораторией. Вместо обязательного отбора образца за границей на производстве можно отбирать образцы для испытаний прямо из партии. И 12 марта было принято постановление Правительства с этими правилами, а 21 марта мы уже запустили новый модуль ФГИС Росаккредитации, который позволил оформлять эти документы. И параллельно провели работу с Федеральной таможенной службой, чтобы эти товары проходили через границу ровно на тех же условиях, что и товары с другими документами. Схема заработала практически сразу. В первый день были оформлены, например, декларации на 20 тыс. зубных щёток из Ирландии. И что очень важно, мы получали обратную связь с бизнесом и совместно за первые полтора месяца провели порядка 15–20 встреч, обучение, записали видеоматериалы, проясняли все нюансы и возможности работы по упрощённому порядку декларирования. И если у нас в первом месяце было 540 деклараций по результату, 44 страны импорта, а предприниматели из 40 субъектов Российской Федерации воспользовались этой мерой, то на сегодня таких деклараций уже больше 3 тыс., стран импорта 73, а предприниматели, которые воспользовались этой мерой, из почти 70 субъектов. И каждый день количество таких деклараций растёт.

Приведу всего несколько цифр в заключение, которые покажут эффективность и важность этой меры. 85% таких деклараций оформлялись представителями микро- и малых предприятий. Для них эти затраты достаточно важны. Срок от заявки на декларацию до пересечения товаром границы – до этой меры был 25 дней, с введением этой меры стал в среднем два дня.

И самое главное, Михаил Владимирович, что 90% товаров, которые оформляются по данной декларации, – это товары повседневного, бытового потребления гражданами: овощи, фрукты, одежда. И эта мера, уверен, будет развиваться. Служба должна поддерживать бесперебойную работу системы, чтобы импорт не останавливался, и делать это всё в тесном взаимодействии с бизнесом, чтобы понимать, как дальше двигаться.

М.Мишустин: Спасибо, Назарий Викторович. Прошу Вас держать эти вопросы на контроле. Очень важно развивать и совершенствовать услуги, которые ваша служба оказывает гражданам и бизнесу. Ну и помнить о том, что важно здесь именно делать услугу. Любая контрольная работа не должна забирать время бизнеса, которое он мог бы потратить на совершенствование своего дела, производство товаров, услуг, на дальнейшее совершенствование всех предоставляемых для населения сервисов. Спасибо Вам! И удачи!

Источник: ОПЖТ