23.10.2024

Вступил в силу ГОСТ «Планки автосцепного устройства грузовых вагонов. Технические требования»

Национальный стандарт, разработанный ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ») в рамках программы национальной стандартизации в части работ ТК 045 «Железнодорожный транспорт», распространяется на поддерживающие планки поглощающих аппаратов автосцепных устройств грузовых вагонов и планки против истирания стенок хребтовой балки грузовых вагонов и устанавливает конструктивные требования, требования к материалам, покрытиям, комплектности, маркировке, транспортированию и хранению.

ГОСТ Р 71455-2024 создает единый нормативно-технический подход для производства планок путем унификации технических требований к ним.

Стандарт разработан на основе ОСТ 24.052.02-83 «Планки, поддерживающие поглощающие аппараты. Конструкция, размеры и технические требования» и ОСТ 24.151.01 «Планка против истирания для грузовых вагонов». Данные отраслевые стандарты введены в действие 01.07.1984 г и 01.01.1972 г. соответственно, их положения требовали актуализации с учетом современных достижений науки, техники и технологий, требований к изложению и оформлению, применяемой терминологии и условий использования данного объекта стандартизации.

В ГОСТ Р 71455-2024 установлен новый термин «утяжка» - дефект профиля поверхности среза детали, возникающий при вырезке по контуру и/или пробивке отверстий, в виде изменения формы сечения в месте входа инструмент.

Стандарт классифицирует поддерживающие планки по способу изготовления на изготовленные обработкой давлением и резкой, а также по форме с плоским профилем и омегообразным (корытным). Кроме того, в стандарте установлен состав условных обозначений планок и правила их маркировки.

Конструкция и размеры поддерживающих планок и планок против истирания должны соответствовать указанным в таблицах 1, 2 и на рисунках 1, 2 ГОСТ Р 71455-2024. В стандарте приводятся рекомендуемые требования к расположению планки против истирания по высоте хребтовой балки относительно оси поглощающего аппарата, а также на хребтовой балке относительно передних и задних упоров автосцепного устройства и способы ее крепления.

Планки должны соответствовать климатическому исполнению УХЛ1 по ГОСТ 15150 с обеспечением работоспособного состояния в диапазоне рабочих температур от минус 60°С до 50°С.

Планки, изготовленные из проката методом гибки, штамповки и вырубки в холодном состоянии, не должны иметь трещин, надрывов и расслоений.

Для изготовления планок рекомендуется применять листовой прокат из стали марок 09Г2, 09Г2Д, 09Г2С, 09Г2СД, 10ХСНД, 10Г2С1Д по ГОСТ 19281 любого класса прочности.

Также в новом стандарте установлены требования к комплектности, транспортированию и хранению планок. Правила приемки планок автосцепного устройства грузовых вагонов выделены в отдельное рекомендуемое приложение к ГОСТ Р 71455-2024.

Стандарт разрабатывался с июня 2022 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило около ста замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО «РЖД» (его структурных подразделений и филиалов), ООО «УКБВ», ООО «ИЦПВК», ООО «УК РМ Рейл», а также от других организаций-членов ОПЖТ и ТК 045.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2024 г. № 882-ст национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 71455-2024 введен в действие с 01 октября 2024 г.

Источник: ОПЖТ