ВТБ нарастила долю владения вагонами-зерновозами в России до 80%
Тематика: ВТБ
23.03.2020

ВТБ нарастила долю владения вагонами-зерновозами в России до 80%

ООО «Деметра-Холдинг» (входит в Группу ВТБ), приобрело 50% долю в компании Taman Grain Terminal Holdings Limited, владеющей 100% долей ООО «Зерновой Терминальный Комплекс «Тамань». Об этом сообщает пресс-служба ВТБ.

Компания выкупило долю, принадлежащую украинскому сельскохозяйственному холдингу Kenrel Holdings S.A. Второй половиной компании через фирму Renaisco B.V. по-прежнему будет владеть компания Glencore Agriculture – один из мировых лидеров в торговле сельскохозяйственной продукцией.

Сумма сделки между ВТБ и Kernel не озвучивается. По данным РБК, в 2012 году весь терминал, согласно отчетности Kernel, стоил 265 млн долларов. С тех пор стоимость актива, по оценкам экспертов, снизилась.

Исходя из текущих рыночных ставок на перевалку зерна стоимость всего терминала в Тамани может составлять около 200‒250 млн долларов. Таким образом, за долю 50% ВТБ мог заплатить 100‒125 млн долларов.

ООО «Деметра-Холдинг» зарегистрировано в Москве в 2018 году. Компания ведет деятельность холдинговых компаний. Данных о выручке и прибыли не указано.

Как говорится в сообщении ВТБ, дальнейшая стратегия акционеров ЗТКТ предусматривает инвестиции в развитие и расширение пропускной способности терминала, в частности, за счет строительства железнодорожной ветки, позволяющей осуществлять прием зерновых грузов с ж/д транспорта.

«В рамках стратегии ВТБ на зерновом рынке, сделка позволит достичь существенной синергии с имеющимися активами группы ВТБ в области инфраструктуры, логистики и экспорта зерновых за счет оптимизации технологических и бизнес процессов. С учетом текущей конъюнктуры создание современной инфраструктуры и оптимизация процессов является важным фактором в формировании экспортного потенциала страны и развития сельского хозяйства в России», – заявил первый заместитель председателя правления банка ВТБ Юрий Соловьев.

Он также отметил, что в условиях волатильности рынков и мировой экономической нестабильности, создание вертикально интегрированного холдинга позволит увеличить эффективность логистики российского зерна, сделает прозрачным ценообразование, обеспечит приток капитала, а также позволит модернизировать инфраструктуру рынка в целом.

Зерновой терминальный комплекс «Тамань» – единственный специализированный глубоководный терминал, осуществляющий перевалку зерновых на экспорт в порту Тамань. Пропускная способность терминала составляет 4 млн тонн в год.

Как продавали и покупали зерновой терминал в Тамани

Kernel принадлежало 50% зернового терминала в Тамани с 2012 года. Как сообщает РБК, искать покупателя на свою долю в зерновом терминале в Тамани Kernel начал в 2016 году. Выкупить ее пытался Glencore: в ФАС подтверждали, что получили от швейцарской компании ходатайство, которое планировалось вынести на рассмотрение правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. Терминал — cтратегический актив, и Glencore одобрения правительства на эту сделку не получила.

Продажа осложнилась тем, что украинский агрохолдинг в 2018 году попал в число компаний, против которых Россия ввела санкции.

Как сообщал РБК Краснодар, в ноябре 2019 года группа ВТБ и компания «Эфко» подписали соглашение о строительстве в морском порту Тамань объектов инфраструктуры по перевалке зерновых и шротов общей мощностью до 12,5 млн тонн, а также 3 млн тонн масел. Сообщалось, что ВТБ предварительно согласовал условия выкупа пакета Kernel, но для завершения сделки нужно разрешение правительства.

Проект не относится к сухогрузному району порта Тамань, который реализуется с участием государства. Планировалось, что новый терминал будет создан на отдельной территории на базе уже существующих мощностей «Эфко».

Кроме того, соглашение с «Эфко» предусматривает возможность совместного развития еще одного проекта в сухогрузном порту Тамань. Ранее сообщалось, что «Эфко» собиралась построить в сухогрузном порту Тамани зерновой терминал мощностью 20 млн тонн. В ноябре 2019 года стало известно, что мощности этого проекта сократились до 6 млн тонн.

Инвестиции в проект стороны не раскрывали. Ранее «Эфко» оценивала стоимость строительства терминала на перевалке подсолнечного масла и шрота в Тамани мощностью 3,5 млн тонн в год в 10 млрд рублей.

У собственника зернового терминала — кипрской Taman Grain Terminal Holdings Ltd — в настоящее время заморожены счета. Соответствующее решение в конце 2019 года вынес Гражданский суд первой инстанции швейцарского кантона Женева. Счета агрохолдинга заморожены по требованию зарегистрированной в Панаме Perryvale Enterprises Inc., а также Михаила и Инессы Стадник.

Причиной заморозки счетов стало давнее судебное разбирательство: Kernel в 2012 году купил у четы Стадник агрокомпанию «Стиоми Холдинг». По условиям соглашения Kernel сразу выплатил Стадникам 40% суммы, но по выплате остальной части у сторон возникли разногласия, и Стадники подали иск к Kernel в Лондонский международный арбитражный суд.

Арест швейцарских счетов компании — собственника терминала не означает арест самого актива, подчеркивает источник РБК, знакомый с деталями сделки. В ВТБ уточнили, что сделка по покупке доли Kernel в зерновом терминале Тамани «соответствует всем требованиям российского и применимого иностранного законодательства».

ВТБ и объединение зерновых кластеров

Активы на зерновом рынке — один из стратегических интересов ВТБ: в прошлом году банк объявил о планах создания объединенного зернового холдинга, который сможет консолидировать связанные с экспортом и хранением зерна активы и «взять на себя функции ведущего трейдера российской пшеницы».

В частности, ранее ВТБ приобрел 33,7% в Новороссийском комбинате хлебопродуктов, одном из крупнейших в РФ зерновых терминалов, и 50% минус 1 акция в Объединенной зерновой компании, которой принадлежит контрольный пакет НКХП.

Кроме того, в 2019 году банк купил Новороссийский зерновой терминал у ПАО «НМТП» и 70% зернотрейдера «Мирогрупп ресурсы» у сына вице-губернатора Кубани Андрея Долуды. Также ВТБ принадлежат 50% плюс 1 акция железнодорожного оператора «Рустранском».

В августе 2019 года президент банка ВТБ Андрей Костин попросил президента России Владимира Путина помочь в создании Объединенного зернового холдинга. В частности, он просил Путина поручить правительству рассмотреть вопрос об объединении зерновых портовых кластеров в Новороссийске и Тамани — для того, чтобы новый холдинг заработал в течение 2-3 лет.

В настоящее время ВТБ уже контролирует около четверти зерновых перевалочных мощностей (в т.ч. половину — в глубоководных портах) и около 80% парка вагонов-зерновозов.

Источник: РБК