Межгосударственный стандарт, разработанный обществом с ограниченной ответственностью «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ») в рамках программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт», распространяется на крытые вагоны-хопперы (вагоны-хопперы закрытого типа), предназначенные для перевозки неядовитых (нетоксичных) грузов насыпью, требующих защиты от атмосферных осадков, по железнодорожным путям общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм, оборудованные тележками по ГОСТ 9246 или ГОСТ 34763.1.
Вагоны-хопперы крытые относятся к объектам технического регулирования, на которые распространяются требования технического регламента ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава».
Стандарт разработан взамен ГОСТ 30243.2–97 и ГОСТ 30243.3–99, положения которых требовали актуализации с учетом современных инновационных технических решений для проектирования и производства крытых вагонов-хопперов.
В новом ГОСТ 30243.2-2024 введены единые требования к вагонам-хопперам, уточнена нормативная база для обеспечения единства технического уровня и требования безопасности для эксплуатируемого парка грузовых вагонов.
Согласно стандарту, крытый вагон-хоппер (вагон-хоппер закрытого типа) – грузовой вагон с крышей, имеющий в нижней части кузова бункеры с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.
ГОСТ 30243.2-2024 устанавливает новые технические требования, которые включают следующие параметры: максимальную расчетную статическую осевую нагрузку, динамическую погонную нагрузку, базу вагона, высоту скользунов постоянного контакта и другие.
Изменилось климатическое исполнение, которое теперь соответствует УХЛ1 по ГОСТ 15150 с обеспечением работоспособного состояния в диапазоне рабочих температур от минус 60°С до плюс 50°С.
Новый стандарт позволяет оборудовать вагоны по требованию заказчика устройствами, обеспечивающими автоматическую идентификацию бортового номера вагона; устройствами, обеспечивающими автоматическую идентификацию колесных пар, литых деталей тележки и (или) других узлов вагона и проч.
Кроме того, стандарт устанавливает требования к техническим условиям и руководствам по эксплуатации на вагоны, которые должны включать в себя следующие показатели:
а) назначенный срок службы;
б) норматив периодичности проведения капитального ремонта;
в) нормативы периодичности проведения деповского ремонта по комбинированному критерию;
г) нормативы периодичности проведения деповского ремонта по единичному критерию.
Обновились требования к конструкции, материалам и комплектующим изделиям. Введены требования к подножкам, поручням и лестницам. Крышки загрузочных люков должны быть оборудованы запорными устройствами, которые обеспечивают установку съемных запорно-пломбировочных устройств.
Также в новом ГОСТ 30243.2-2024 установлены требования к маркировке в соответствии с действующими техническим регламентом и правилами технической эксплуатации железных дорог. Теперь вагоны должны иметь в своей маркировке: единый знак обращения на рынке,конструкционную скорость, код государства-собственника по классификатору и т.д.
Для проверки соответствия вагонов требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания по ГОСТ 15.309, приемочные и квалификационные испытания по ГОСТ 15.902.
Требования к прочности и динамическим качествам вагона устанавливают по ГОСТ 33211.
Положения стандарта регламентируют требования к транспортированию и хранению вагонов. Вагоны транспортируют к месту эксплуатации по железнодорожным путям как груз на своих осях. В случае длительного хранения вагона головки рукавов тормозной магистрали должны быть защищены от проникновения внутрь воды, снега, пыли и посторонних тел.
Стандарт регламентирует условия эксплуатации и утилизации вагонов. Списанные вагоны подлежат разборке. Составные части вагонов подлежат сортировке по материалам, переработке или утилизации. Непригодные для дальнейшей эксплуатации и ремонта съемные комплектующие узлы вагонов подлежат утилизации.
Стандарт разрабатывался с мая 2022 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило около ста восьмидесяти замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ФБУ «РС ФЖТ», ООО «УК РМ Рейл», АО «ТВСЗ», АО «ВНИКТИ», также от других организаций-членов ОПЖТ и ТК 045.
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 июля 2024 г. № 1001-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30243.2-2024 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2026 г. с правом досрочного применения.
Нажимая подписаться, вы соглашаетесь с Положением о политике Конфиденциальности