01.11.2023

Вводится в действие ГОСТ «Соединения сварные в стальных конструкциях ж.д. подвижного состава. Методы УЗК»

Межгосударственный стандарт, разработанный АО «Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии» (АО «НИИ мостов»), Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ФГБОУ ВО ПГУПС), ООО «Научный центр мостов и дефектоскопии» в рамках перечня работ по стандартизации ОПЖТ и программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт», устанавливает требования к методам, средствам и порядку проведения ультразвукового контроля швов стыковых, тавровых, угловых, нахлесточных сварных соединений толщиной от 5 до 50 мм из низколегированных сталей, выполненных по ГОСТ 5264-80, ГОСТ 8713-79, ГОСТ 11533-75, ГОСТ 11534-75, ГОСТ 14771-76, ГОСТ 23518-79, и нестандартных сварных соединений с целью выявления несплошностей, недопустимых в соответствии с конструкторской документацией и нормативными документами, содержащими требования к стальным конструкциям железнодорожного подвижного состава, и находящихся в пределах чувствительности метода.

Стандарт регламентирует единые требования и процедуры при организации и проведении ультразвукового контроля сварных соединений при изготовлении подвижного состава, в том числе:

- основные требования к методикам контроля сварных соединений;
- требования к подготовке и проведению контроля сварных соединений;
- требования к способам настройки и проверки чувствительности, параметрам сканирования;
- перечень и значения критериев при оценке качества по результатам контроля сварных соединений.

Помимо основных требований к сварным соединениям, в стандарте установлены новые термины и их определения: браковочный уровень чувствительности, дефект, мера, настроечный образец, поисковый уровень чувствительности, предельная чувствительность контроля, технологическая документация по неразрушающему контролю, условная чувствительность контроля эхо-методом, шаг сканирования, эквивалентная чувствительность.

Достигаемый эффект от внедрения стандарта будет заключаться в:

повышении надежности обнаружения потенциально опасных дефектов сварных соединений в подвижном составе;
систематизации требований и уточнения регламента типовых методик ультразвукового контроля;
создании базы для разработки технологических карт контроля непосредственно на заводах (без разработки технологических инструкций).
ГОСТ 34991-2023 разрабатывался с июля 2021 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило более двухсот пятидесяти замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО «РЖД» (его структурных подразделений и филиалов), АО «Синара-Транспортные Машины», ООО «Уральские локомотивы», АО «Трансмашхолдинг», АО «ВРК-1», АО «НИИАС», АО «ВНИИЖТ», а также от других организаций-членов ОПЖТ и ТК 045.

Протоколом от 31 августа 2023 г. № 164-П стандарт принят по результатам голосования в АИС МГС. За его принятие проголосовали: Беларусь, Киргизия, Казахстан, Россия и Узбекистан.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2023 г. № 832-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34991-2023 вводится в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2024 г.

С текстом ГОСТ 34991-2023 можно ознакомиться на сайте Росстандарта. Приобрести официальное издание стандарта можно на сайте ФГБУ «Российский институт стандартизации». Также доступ к официальному тексту документа можно получить в рамках электронного фонда правовых и нормативно-технических документов системы «Техэксперт» компании «Кодекс».

Источник: ОПЖТ