20.07.2020

Заводы ЕПК в годы Великой Отечественной войны

Одной из задач индустриализации в СССР стало создание собственной машиностроительной отрасли. И одним из первых предприятий, построенных в марте 1932 года в Москве, стал 1 ГПЗ – первый Государственный подшипниковый завод. Переход на шариковые и роликовые подшипники имел огромное значение.

Накануне Великой отечественной войны ГПЗ-1 успешно развивался, постоянно увеличивал объем производства подшипников, улучшая их качество.

Весть о нападении фашистской Германии на нашу страну всколыхнуло весь коллектив. Вместе со всем советским народом на защиту Родины встали и москвичи. Таганский район Москвы сформировал 13-й истребительский батальон, куда вошло 1600 добровольцев с ГПЗ-1.

В ночь на 23 июля 1941 года фашистская авиация совершила массированный налет на Москву. Одним из главных объектов нападения был ГПЗ-1. Воздушные пираты пытались уничтожить завод. За время налета они сбросили на его территорию 1500 фугасных и зажигательных бомб. В результате налета заводу был причинен немалый ущерб, но он продолжал работать и выпускать продукцию. Государственная правительственная комиссия приняла решение о рассредоточении подшипникового производства и оборудования 1 ГПЗ в восточные районы СССР – Саратов, Куйбышев.

В суровую зиму 1941–1942 гг. появились первые московские «двухсотники», «трехсотники», «тысячники» — те, кто выполнял за смену две, и даже 10 норм. В их числе были и работники ГПЗ-1: А.Герасимов, председатель цехкома механосборочного цеха, и И.Мишин, старейший производственник. На завод вернулись ветераны труда, пенсионеры. Старая гвардия рабочего класса шла туда, где было особенно трудно, делала все, чтобы приблизить победу над врагом.

В результате сокрушительного разгрома фашистских войск под Москвой в конце 1941 года – начале 1942 года враг был отброшен от столицы на сотни километров. Эвакуированные москвичи стали постепенно возвращаться в столицу. 8 февраля 1942 г. Государственный комитет обороны вынес решение возобновить подшипниковое производство в Москве на ГПЗ-1.

С мая 1942 года на ГПЗ-1 начался планомерный выпуск подшипников. Темпы выпуска продукции нарастали с каждым месяцем. В тяжелых условиях жили подшипниковцы. Не хватало продовольствия, одежды, топлива. И все же рабочие собирали деньги, теплые вещи и отправляли их на фронт, тем, кто защищал Родину.

Более 6 тыс. заводчан участвовали в защите страны в годы Великой Отечественной войны. Многие удостоены правительственных наград, среди них есть Герои Советского Союза.


Герои Советского Союза И.Ф.Голубин (вверху), П.ИРоманов (внизу), Е.И.Балашов, И.ИБочаров (слева-направо), полный кавалер ордена «Слава» И.И.Паршутин (крайний справа)



(г. Самара, Монумент заводчанам ГПЗ-4, погибшим во время ВОВ)


«Точка 4» — как в годы Великой Отечественной войны шифровался стратегический объект оборонного значения 4 ГПЗ.
В июле 1941 года было принято решение об эвакуации Первого Государственного подшипникового завода из Москвы в город Куйбышев (ныне Самара).

В сентябре 1941 года на территории Линдова городка, где ранее располагалась конно-артиллерийская бригада, началось создание цехов и участков, монтаж оборудования. 4 ГПЗ создавался практически на пустом месте. На площадке в 90 гектар располагалось около сотни барачных домов. Строительные работы проходили в тяжелейших условиях: не хватало электроэнергии, не было инструмента, для обогрева жгли костры. Не было кранов – разгружали станки вручную, тащили их на стальных листах юзом; не влезал пресс по высоте в бывшую конюшню – копали напрямик; не было щебня для бетона – били булыжник молотками… Труженики тыла, не жалея здоровья и сил, преодолевали все трудности. Общая мысль объединяла людей: «Все для фронта, все для победы!»



(4-ГПЗ во время Великой Отечественной войны)


21 ноября 1941 года из незавершенного производства подшипников 1 ГПЗ в Куйбышеве собрали первую партию подшипников — три тысячи штук. В ноябре на Куйбышевский аэродром приземлился транспортный самолет, прилетевший с Урала. На него погрузили несколько ящиков с черной жирной маркировкой: «Куйбышевский подшипниковый завод». В ящиках находились тщательно смазанные и упакованные три тысячи трудоемких подшипников – первый вклад коллектива 4 ГПЗ в оборону страны.


(4-ГПЗ во время Великой Отечественной войны)

К концу декабря 1941 года самолеты, дежурившие на Куйбышевском аэродроме, вывезли более шестидесяти тысяч подшипников. Но это была капля в море. На завод приезжали представители оборонных предприятий с одним и тем же требованием: «Отгружайте подшипники!» Каждую изготовленную партию подшипников из цехов 4 ГПЗ после приемки военного представителя направляли прямо на аэродром.

Государственный план, утвержденный заводу на 1942 год, предусматривал, что с каждым месяцем выпуск подшипников должен круто возрастать. За 1942 год было выпущено 10,4 млн подшипников. Потребность промышленности в подшипниках для выпуска боевой техники была полностью обеспечена.

Советское правительство пристально следило за становлением на новом месте подшипникового завода. За успешную работу в августе 1942 года 4 ГПЗ впервые завоевал переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

Всю войну и первое послевоенное десятилетие директором завода был Яков Соломонович Юсим. Он запомнился современникам как прекрасный инженер, мудрый руководитель и сердечный человек, старавшийся в это тяжелое время позаботиться о своих работниках. Ни днем ни ночью не прекращалась работа.

Жили скудно, впроголодь. Суп варили из половины хлебного пайка, вторую половину съедали так. Одежды и обуви не было. В ходу были «юсимовки» — обувь на деревянной подошве с брезентовым верхом, по которой легко было вычислить подшипниковцев, идущих на завод. Свое название эта импровизированная обувь получила по фамилии директора предприятия. Как и талоны на суп, которые выдавали сверх продуктовых карточек в качестве поощрения за ударную работу.

2 февраля 1943 года Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик наградил 4 ГПЗ грамотой и орденом Ленина, 143 человека были представлены к правительственным наградам.

За годы войны 4 ГПЗ выпустил пятьдесят миллионов изделий, предназначенных в первую очередь для нужд оборонной промышленности. Куйбышевские подшипники устанавливались на танках, самолетах, автомашинах, в артиллерийских орудиях, на кораблях и подводных лодках, на них работали сотни тысяч станков на предприятиях, производящих военную технику.

Около 5 тысяч подшипниковцев – тружеников тыла награждены медалью «За доблестный труд в годы ВОВ». Сотни работников завода сражались на фронтах войны, в т.ч. слесарь инструментального цеха Иван Ледаков, который получил звание Героя Советского Союза. Поступил на завод в 1942 году и через несколько месяцев ушел на фронт. После ранения он вновь вернулся на родное предприятие, где работал до 1959 года, пока были силы. В мирное время на заводе трудились 4 Героя Советского Союза.

Источник: ОПЖТ