28.01.2026

Железнодорожники перегоняют вагоны на 9000 км ради прибыли, а не эффективности

Новый год наступил, но споры вокруг одной из самых болезненных тем 2025 года — права РЖД принудительно перемещать порожние вагоны с припортовых станций на станции отстоя — не утихают. То, что начиналось как хирургическая операция по спасению инфраструктуры от транспортных тромбов, к осени превратилось в масштабный и крайне любопытный процесс. Наблюдая за которым, одни кивают на неизбежность и обоснованность принимаемых мер, другие — на подход монополиста «получить деньги здесь и сейчас». Так с чем мы имеем дело: с эффективным управлением движением или с изящным способом пополнения бюджета за счёт «перепробегов»?

До лета 2025 года действовали определённые ограничения на расстояние перемещений порожнего ПС. Операторы могли быть относительно уверены, что вагон не улетит на другой конец географии без их ведома. Статистика это подтверждала: весной средняя дальность перемещения составляла около 500 км. Однако после того, как РЖД добились отмены лимитов ради «повышения маневренности», ситуация изменилась.

Эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов приводит данные, которые заставляют вдумчивого наблюдателя взяться за калькулятор. Если в мае средняя дальность перемещения одного вагона составляла 511 км, то в июле она подскочила до 2,4 тыс. км, а в августе — до 3,3 тыс. км. Но настоящие рекорды кроются в максимальных значениях: отдельные вагоны отправлялись в путешествие на 9,4–9,7 тыс. км.

«Странно, ведь нельзя сказать, чтобы в июле погрузка грузов кратно выросла по отношению к апрелю или маю... Почему же если всё остальное более-менее одинаково, средняя дальность скакнула в 4–6 раз, а максимальная дальность скакнула в 3–4 раза?» — задаётся вопросом эксперт.

Порожний пробег для РЖД — это статья дохода. И если монополия сама принимает решение, куда отправить чужой вагон, у неё возникает соблазн выбрать маршрут подлиннее.

«Может быть РЖД решили так радикально увеличить величины порожних пробегов перемещаемых вагонов ровно потому, что это выгодно с точки зрения доходов? <...> Нужно быть честными и в явном виде проговорить свои цели: нас не интересуют эксплуатационные показатели, порожний пробег, нас не интересует эффективность использования вагонов, главное — собрать побольше выручки на организации максимально дальних порожних пробегов», — говорит г-н Хусаинов.

Такой подход напоминает методы МПС, когда план по тонно-километровой работе перевыполнялся через перемещение составов из точки А в точку Б ради красивой цифры в отчёте к 31 числу месяца.

Тем не менее, логистические медали логичнее рассматривать с обеих сторон. Отметим, что припортовые станции, особенно на Дальнем Востоке и юге, действительно забиты. Восточный полигон работает на пределе, а брошенные поезда — это бич сети, из-за которого стоят и угольщики, и металлурги, и контейнерщики, и все остальные. Монополия обязана очищать пути, чтобы не парализовать экспорт. РЖД традиционно упрекают операторов в хаосе и анархии при управлении парком, и в данном случае перевозчик взял на себя роль наводящего порядок.

Однако возникает вопрос прозрачности. Почему ближайшая свободная станция для вагона, стоящего под Находкой, внезапно оказывается в нескольких тысячах километров, если объёмы погрузки в системе не изменились? Ситуация с перемещением порожняка — классический конфликт интересов, где перевозчик одновременно выступает и регулятором, и главным бенефициаром процесса. Не будем опускаться до огульной критики: стремление любой компании к прибыли естественно. Но ЖД-логистика — это не только про баланс доходов РЖД, но и про подвижный каркас всей экономики.

Решение проблемы в прозрачности алгоритмов. Если РЖД утверждают, что перемещение на 9 тысяч километров было единственным способом разгрузить порт, это должно быть доказуемо и проверяемо. В противном случае борьба за пропускную способность рискует превратиться в ещё один скрытый налог на инфраструктуру.

Можно также вспомнить историю с текущими отцепочными ремонтами. Несколько лет назад ТОР приносил РЖД приличные деньги, а ситуация с ремонтами была такой же непростой и отчасти скандальной, как сейчас с порожняком, мы даже посвящали этому свой СПЕЦПРОЕКТ. Теперь РЖД нашли другой относительно честный способ изъятия денег у клиентов.

Изобретательность — это, безусловно, хорошо, но закон сохранения энергии, открытый Ломоносовым, гласит: если где-то прибавилось, то у кого-то убавилось. И в целом ситуация на сети от этого не улучшается.

Источник: VGUDOK