Протокол заседания Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций государств-участников Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении
(Москва, 17-18 января 1995 г.)
В заседании приняли участие члены Комиссии, полномочные представители железнодорожных администраций Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Латвийской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, Эстонской Республики.
На заседании присутствовали и принимали участие в обсуждений вопросов представители Дирекции Совета по железнодорожному транспоту, ВНИИЖТа, ПКБ ЦВ, МПС.
Список участников совещания прилагается.
Заседание утвердило следующую повестку дня:
1. О предложении железнодорожных администраций об изменении межремонтных сроков и сроков службы грузовых вагонов отдельных типов.
2. О мерах по обеспечению выполнения новой Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ- ВНИИЖТ/277 по межгосударственным стыковым пунктам.
3. О заключении железнодорожными администрациями договоров (контрактов) на 1995 год с производителями подвижного состава и предприятиями по его ремонту.
4. Информация членов Комиссии об установленных объемах ремонта вагонов на 1995 год.
5. О предложениях железнодорожных администраций по ограничению пользования подвижным составом железнодорожной администрации, не обеспечивающей оздоровление вагонов плановыми ремонтами.
6. О порядке применения нормативно-технической документации, изданной до 1992 года и в последующий период, а также о порядке ввода в действие вновь издаваемых нормативных документов.
7. О предложении Укрзализницы о проведении совместной работы по предупреждению износа гребней колесных пар.
8. О продлении срока на перемещение вагонов на подшипниках скольжения в страны собственницы до 01.01.95 г.
9. О предложении Туркменской ж.д. о разрешении на следование до станции назначения вагонов, погруженных в 1994 г. с просроченными сроками ремонта.
Рассмотрев вопросы повестки дня Комиссия приняла решения:
По пункту 1 повестки дня
1.1. Руководство Молдавской железной дороги внесло предложение об увеличении межремонтных сроков у ряда типов вагонов, находящихся в совместном использовании, увеличив сроки проведения деповского ремонта для грузовых вагонов, изложенных в приложении приказа № 4 Ц от 19. 01.90 г. на один год, а также разрешить начальникам вагонных депо производить отсрочку деповского ремонта грузовым вагонам, находящимся в совместном использовании, независимо от их принадлежности сроком на один год порядком изложенным в указании № Г-1456-У от 7.06.90 г., разрешив следование таких вагонов по всем железным дорогам государств участников Соглашения.
Это предложение продиктовано тем, что на дороге при значительном снижении объема перевозок уменьшилась интенсивность использования вагонов, сократилась статическая нагрузка, снизился средний вес поезда, уменьшилась скорость движения грузовых поездов. Увеличилось количество исключаемых из инвентаря вагонов.
Заводами поставщиками увеличены гарантийные сроки на изготавливаемые ими детали и узлы.
Отмечается, что за период совместного использования грузовых вагонов значительно сократились объемы выполнения плановых видов ремонта в т. ч. деповского на 15,9%, капитального на 31%, а также текущего ремонта на 6%. В тоже время наличие неисправных вагонов возросло в 2,3 раза.
Снизились объемы обновления вагонного парка, так за период с 1.09.92 г. по 1.10.94 г. всеми железнодорожными администрациями приобретено 37934 вагона и исключено из инвентаря 102200 единиц. Таким образом парк сократился более чем на 64000 вагонов.
Таким образом статистические данные свидетельствуют об ухудшении технического состояния вагонного парка.
1.2. В связи с отсутствием пономерного учета вагонного парка, не возможностью в связи с этим определения интенсивности использования каждого вагона, а также, учитывая исключительно тяжелое положение с выходом из строя колесных пар, боковых рам и надрессорных балок тележек, автосцепных устройств, считать нецелесообразным увеличение межремонтных сроков грузовых вагонов на данном этапе. Производство отсрочки плановых видов ремонта вагонам, производить по месту нахождения вагона в порядке исключения только с согласия собственника вагона.
1.3. Рекомендовать железнодорожным администрациям включить в план работы ВНИИЖТа и других институтов на 1996 год проработку возможности изменения межремонтных сроков отдельных типов вагонов, и прежде всего вагонов постройки после 1990 г. Считать целесообразным установить для 5-ти вагонных рефрижераторных секций постройки ПО БМВ прогрессивные сроки ремонта. Просить РЖД МПС подготовить конкретные предложения по данному вопросу для рассмотрения на очередном заседании Совета по железнодорожному транспорту стран Содружества и Балтии.
Просить железнодорожные администрации обеспечить финансирование этой работы и до 1 марта с. г. сообщить свое решение.
1.4. На данный период сохранить действующе сроки службы грузовых вагонов.
Для вагонов, проходящих капитально-восстановительный ремонт с заменой базовых узлов, увеличить сроки службы на период до следующего капитального ремонта.
1.5. Поручить начальникам служб вагонного хозяйства разработать порядок и установить контроль о гарантированном нанесении верной номерации вагонов при поступлении и выпуске из ремонта в вагонных депо и ремонтных заводах с проверкой контрольного знака и регистрации данного номера вагона в электронной картотеке в ИВЦ железной дороги, а также оформления работниками вагонного хозяйства разрешения на подачу вагона под погрузку только с правильной восьмизначной нумерацией с проверкой по контрольному знаку.
По пункту 2 повестки дня
2.1. Установить следующий порядок ввода в действие новой инструкции по эксплуатаций тормозов подвижного состава.
2.1.1. Новая инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, введенная в действие на железных дорогах Российской Федерации с 1 января 1995 г. применяется на межгосударственных стыковых пунктах по мере готовности железных дорог, участников Соглашения о совместном использовании вагонов, но не позже 1 июня 1995 г.
2.1.2. С 1 июня 1995 г. инструкция ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 вводится в действие на всех межгосударственных стыковых пунктах передачи вагонов государств - участников Соглашения о совместном использовании вагонов.
2.1.3. Железнодорожным администрациям организовать изучение инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 работниками локомотивного, вагонного, пассажирского хозяйств и других служб, причастных к обслуживанию автотормозов и произвести проверку их знаний установленным порядком.
2.2. Железнодорожным администрациям представить заявки на потребное количество экземпляров инструкций и произвести оплату их стоимости до 1 февраля.
2.3. Согласовать представленный проект телеграммы Председателя Совета по железнодорожному транспорту по этому вопросу.
По пункту 3 повестки дня
3.1. Отметить, что, выполнение решения XII заседания Совета по железнодорожному транспорту в части заключения в первом квартале 1995 года договоров между железнодорожными администрациями и производителями железнодорожного подвижного состава и предприятиями по его ремонту в соответствии с "Соглашением о сотрудничестве в области технического переоснащения и обновления железнодорожного подвижного состава", подписанном Главами государств 9 сентября 1994 г. , осуществляется неудовлетворительно. РЖД полностью определилось с заводами поставщиками вагонов, а также с ремонтом подвижного состава.
Поручить полномочным представителям вагонного хозяйства железнодорожных администраций принять необходимые меры по завершению этой работы в 1 квартале-1995 г.
О проведенной работе проинформировать председателя Комиссии и Дирекцию Совета до 25 марта 1996 г.
3.2. Поручить членам Комиссии, полномочным специалистам вагонного хозяйства железнодорожных администраций рассмотреть проект Плана мероприятий по выполнению решений Совета Глав Правительств государств - участников Содружества от 9.12.94 г. по вопросам работы железных дорог государств-участников Содружества в части касающейся:
- определения объемов плановых видов ремонта на 1995 г. и последующие годы с учетом ожидаемых пассажирских и грузовых перевозок и оздоровления подвижного состава с истекшими сроками ремонта в 1992 - 1994 г. г.;
- производства размещения подвижного состава в плановые виды ремонта на имеющейся ремонтной базе с определением дефицита и излишков ремонтных мощностей и исходя из этого подготовить предложения но требуемым финансовым и материально-техническим ресурсам для заключения договоров с предприятиями на ремонт подвижного состава и запасных частей к ним, в т. ч. по кооперации;
- определения на 1995 г. и последующие годы объемов обновления подвижного состава и поставки запасных частей с учетом ожидаемых пассажирских и хрузовщ; перевозок и размеров списания их по истекшим срокам службы в 1992 - 1995 г. г.;
- определения и обоснования размеров государственной поддержки на обновление и плановые виды ремонта подвижного состава для разработки программы по каждому государству - участнику Содружества.
Представить свои предложения руководителям железнодорожных администраций (форма прилагается).
3.3. Принять к сведению информацию МПС России об имеющейся возможности обеспечения, ремонта вагонов других государств - участников Соглашения о совместном использовании вагонов, в т. ч. рефрижераторных вагонов и контейнеров, при заключении соответствующих договоров.
По пункту 4 повестки дня
4.1. Отметить, что информация об установленных объемах ремонта вагонов на 1995 год поступила только от МПС России, Туркменской, Киргизской, Узбекской, Молдавской, Белорусской, Целинной, Западно-Казахстанской, Латвийской и Эстонской железных дорог.
4.2. Поручить членам Комиссии, полномочным специалистам вагонного хозяйства железнодорожных администраций до 1.02.95 г. направить в Дирекцию Совета данные об установленных объемах ремонта вагонов на 1995 год, имея в виду полного охвата ремонтом инвентарного парка каждого государства.
По пункту 5 повестки дня
5.1. Отметить, что совместное использование вагонов в соответствии с "Соглашением о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении" предусматривает содержание парка вагонов в технически исправном состоянии за счет проведения плановых ремонтов.
Однако складывается положение, при котором невыполнение плановых ремонтов приводит к изъятию из работы подвижного состава, в том числе такого дефицитного как цистерны и полувагоны.
В результате имеет место не подача вагонов под погрузку из-за их нехватки. Эти потери от неподачи вагонов не компенсируются оплатой за пользование вагонами. Таким образом невыполнение обязательств требует компенсации.
5.2. В связи с отсутствием полномочий у членов Комиссии для решения вопроса ограничений пользования подвижным составом железнодорожных администраций, не обеспечивающих оздоровление вагонов плановыми видами ремонта, вынести его обсуждение на совещание уполномоченных представителей железнодорожных администраций.
По пункту 6 повестки дня
6.1. Определить ведущим предприятием по разработке, утверждению и обеспечению нормативно-технической документацией Главное управления вагонного хозяйства МПС России поручить ей. согласование ее от имени Комиссии Совета.
Вынести на утверждение Совета., по желез подорожному транспорту решение о признании ЦВ МПС ведущим предприятием по разработке нормативно-технической' документации и применению разработанными ими документов на железных дорогах государств участников Соглашения о совместном использовании вагонов.
6. 2. Ввод в действие новой нормативно-технической . документации осуществлять по мере готовности железнодорожных администраций, а по изменениям, требующих единых сроков ввода, по решениям Комиссии.
6.3. Одновременно с изданием новых инструкций и другой нормативно-технической документации для железных дорог России производить тиражирование документации с учетом заявок железнодорожных администраций участников Соглашения о совместном использовании вагонов с оплатой их стоимости железнодорожными администрациями;
6. 4. Просить Главное управление вагонного хозяйства МПС РФ своевременно доводить до сведения железнодорожных администраций государств - участников Соглашения о совместном использовании вагонов о планируемом пересмотре нормативно-технической документации.
По пункту 7 повестки дня
7.1. Согласиться с предложением Укрзализницы по проведению совместных работ по исследованию причин и разработке мероприятий по ликвидации интенсивного износа гребней колесных пар и бокового износа, рельсов.
7.2. Просить Совет по железнодорожному транспорту включить эту работу в план НИОКР на 1995 и последующие годы с долевым финансированием работ каждой железнодорожной администрацией.
7.3. Считать целесообразным также включение в план НИОКР на 1995 год исследовательских работ по темам:
- технические средства и технология контроля сохранности комплектации вагонов тележками и колесными парами собственности невависимых государств на межгосударственных пунктах передачи вагонов;
- техническое обслуживание тормозов вагонов на НТО по методу Рязанского отделения Московской железной дороги.
По пункту 8 повестки дня
8.1. Всем железнодорожным администрациям проинформировать Азербайджаснкую, Грузинскую н Армянскую железные дороги о наличии у них вагонов на подшипниках скольжения собственности этих трех государств.
8. 2. Поручить начальникам служб вагонного хозяйства Азербайджанской, Армянской, Грузинской железных дорог проинформировать все железнодорожные администрации о наличии на этих трех дорогах вагонов на подшипниках скольжения собственности других дорог.
8. 3. Вопрос о передислокации вагонов на подшипниках скольжения с Азербайджанской, Армянской, Грузинской железных дорог в государства - собственники вагонов решить одновременно с разрешением передислокации таких вагонов собственности Азербайджана, Армении, Грузии с дорог местонахождения.
Окончательное решение принять после открытия движения на железные дороги Закавказья.
По пункту 9 повестки дня
9.1. Согласиться с предложением Туркменской железной дороги о разрешении следования до станции назначения вагонов с просроченными сроками ремонта, погруженных в 1994 году при условии обеспечения безопасного проследования.