Протокол 36 (тридцать шестого) заседания Совета по железнодорожному транспорту

Протокол
тридцать шестого заседания Совета по железнодорожному
транспорту государств-участников Содружества

Тридцать шестое заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества состоялось 30 сентября - 1 октября 2003 г. в г. Душанбе.

В заседании приняли участие: члены Совета, руководители железнодорожных администраций Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, ассоциированный член Совета, руководитель железнодорожной администрации Латвийской Республики;

Председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту А.Я.Сиденко.

На заседании в соответствии с Положением о Совете присутствовали и принимали участие в обсуждении вопросов руководители железнодорожных администраций Литовской Республики и Эстонской Республики.

Премьер-министр Республики Таджикистан А.Г.Акилов зачитал приветствие Президента Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонова (прилагается) и выступил с сообщением.

В заседании Совета приняли участие представители Исполнительного комитета СНГ, Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества, Международной Конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей.

Список участников заседания прилагается (Приложение № 1).

Председательствовал на заседании Сопредседатель Совета, председатель Правления Государственно - акционерной железнодорожной компании "Узбекские железные дороги" А.Ж.Раматов.

Заседание утвердило следующую повестку дня:

1. О выполнении решений тридцать пятого заседания Совета и итогах эксплуатационной работы за восемь месяцев 2003 года.

2. О результатах переписи грузовых вагонов, проведенной 21 мая 2003 г., и предварительных итогах переписи контейнеров.

3. О разработке графика движения поездов на 2004 - 2005 годы.

4. О выполнении межправительственного Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров в части обеспечения исправным подвижным составом возрастающих объемов перевозок и безопасности движения.

5. О предложениях железнодорожных администраций по сокращению несохранных перевозок грузов в международном сообщении.

6. О ходе выполнения Комплексной программы внедрения системы автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии.

7. О внесении изменений и дополнений в Соглашение о Межгосударственном пассажирском тарифе и в Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ).

8. Об утверждении Комплексного порядка ведения электронной базы данных Тарифного руководства № 4.

9. О Положении о разработке и ведении классификаторов технике - экономической информации железнодорожных администраций государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии и о введении в эксплуатацию межгосударственного фонда классификаторов железнодорожных администраций.

10. О ходе выполнения решений Совета о погашении финансовых задолженностей между железнодорожными администрациями.

11. О мерах по ликвидации медико-санитарных последствий аварийных ситуаций с опасными грузами на железнодорожном транспорте.

12. 0 Председателе Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.

13. О Председателе и заместителе Председателя Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

14. О повестке дня, дате и месте проведения тридцать седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту.

Рассмотрев проекты документов и материалы, Совет принял решения:

По пункту 1 повестки дня

1. Принять к сведению информацию Дирекции Совета и железнодорожных администраций о выполнении решений тридцать пятого заседания Совета и итогах эксплуатационной работы железных дорог за восемь месяцев 2003 года.

Отметить, что на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии сохраняется положительная динамика перевозочной работы. С начала года работа сети железных дорог улучшена по большинству показателей.

2. Объемы погрузки грузов, предусмотренные техническим планом, по сумме восьми месяцев перевыполнены всеми железнодорожными администрациями, кроме Туркменской железной дороги, на которой они выполнены на 91,0%. В целом по сети железных дорог перевыполнение составило 3.5%. Из 42 наименований грузов основной номенклатуры заявки выполнены по 40 позициям (95%).

3. По сравнению с соответствующим периодом 2002 года:

3.1. Увеличилась погрузка грузов на 8,4 % на всех железнодорожных администрациях, кроме Туркменской железной дороги. Наибольший рост объемов перевозок обеспечили железнодорожные администрации Азербайджана (110,7%), Белоруссии (105,9%), Грузии (119,0%), Казахстана (117,4%), Киргизии (166,2%), Молдавии (119,6%), России (107,5%), Таджикистана (114,9%), Украины (109,6%), Литвы (110,1%).

3.2. Возросли объемы погрузки нефти и нефтепродуктов (116,3%), каменного угля (110,4%), руды цветной и серного сырья (111,2%), цемента (112,9%), лесных грузов (106,1%), грузов в контейнерах (115,9%) и многих других грузов.

3.3. На большинстве железных дорог увеличен грузооборот и в большей степени на железных дорогах Казахстана, Украины, России, Латвии, Литвы, Белоруссии.

3.4. Ускорен на 10 часов оборот вагона и в большей степени на железных дорогах России (16,6 часов), Украины (4,6 часа), Узбекистана (4,8 часа), Казахстана (1.4 часа), Таджикистана (3,8 часа).

4. Обеспечивается взаимодействие железнодорожных администраций в оказании помощи подвижным составом для погрузки угля, нефтепродуктов, зерна, сахара, а также перевозки грузов в контейнерах.

5. Улучшено выполнение графика движения пассажирских поездов. Уровень его составил: по отправлению - 99,6%; по проследованию - 97,5%; по прибытию на конечные пункты - 97,7%; повышение составило на 0,1, 0,9 и 1,8 пункта.

6. Вместе с тем, по отдельным направлениям эксплуатационной работы имеются недостатки:

6.1. Допущено замедление оборота вагона на ряде железных дорог и в большей мере на Армянской и Туркменской железных дорогах.

6.2. Не снижается количество вагонов, отцепляемых на межгосударственных стыковых пунктах из-за низкого качества их подготовки в техническом и коммерческом отношении, а также по таможенным операциям при передаче на соседние железные дороги и в "третьи" страны.

7. Рекомендовать железнодорожным администрациям:

7.1. Рассмотреть итоги работы за истекший период 2003 года, проанализировать причины невыполнения отдельных мероприятий, согласованных Советом, и принять меры к устранению недостатков в эксплуатационной работе.

7.2. Особое внимание обратить на соблюдение норм погрузки по дорогам назначения, пунктам массовой выгрузки вагонов и перевалки грузов, не допускать накопления поездов на подходах.

7.3. Обеспечить возврат порожних вагонов в соответствии с нормативами технического плана, при необходимости оказывать "вагонную" помощь для перевозки сельхозпродукции и топлива в зимний запас.

8. Установить, по предложению Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства, согласованному совещанием уполномоченных представителей железнодорожных администраций, с 1 января 2004 г. материальную ответственность железнодорожных администраций за необоснованную, неравноценную замену основных деталей грузовых вагонов (колесных пар, боковых рам и надрессорных балок тележек) в размере двукратной стоимости замененных деталей.

Стоимость деталей рассчитывается по "Расценочной ведомости на ремонт грузовых вагонов" - Приложение 6 к "Правилам эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств".

9. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2004 г.:

Изменения и дополнения в "Правила эксплуатации, пономерного учета, и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств" и в Приложение № 7 к ним - "Правила эксплуатации и технического обслуживания транспортеров" (Приложение № 2), кроме пункта 1.11, который ввести в действие после утверждения методики и разработки программного обеспечения.

Изменения и дополнения в "Правила комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики" (Приложение № 3).

Поручить постоянно действующей рабочей группе по корректировке Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми "вагонами собственности других государств" подготовить до 1 декабря 2003 года проект Методики о порядке учета нарушений режима срочного возврата вагонов для рассмотрения на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций и утверждения на заседании Совета.

Поручить железнодорожным администрациям совместно ИВЦ ЖА по утвержденной методике разработать программное обеспечение для автоматизированного учета нарушений режима срочного возврата вагонов.

Поручить уполномоченным представителям железнодорожных администраций совместно с Дирекцией Совета в IV квартале 2003 года:

- изучить необходимость внесения изменений в Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств в части введения нормированного времени нахождения грузовых вагонов в пределах других железнодорожных администраций, исходя из дальности перевозок для рассмотрения на заседании Совета;

- рассмотреть предложения железнодорожных администраций: Украины по пересмотру перечня форм статистической отчетности, утвержденного на 23 заседании Совета, и Казахстана по повышению действующих ставок за пользование грузовыми вагонами и принять решение

10. Внести следующие дополнения в Техническое задание на АСУ "ДИСПАРК-Е":

а) В пункт 2.1.1. включить абзац:

"Информационный обмен между уровнями АСУ "ДИСПАРК-Е" основывается на следующих принципах:

- равноценность информации, передаваемой администрацией в ИВЦ ЖА и получаемой администрацией из ИВЦ ЖА (пономерная или обобщенная);

- равноценность регламента передачи и приема информации между железнодорожными администрациями и ИВЦ ЖА (оперативный или сеансовый)".

б) В раздел 1 ТЗ включить новый пункт:

"1.5. При разработке ТЗ использовались следующие документы:

-Технические требования к Информационной базе межгосударственного уровня;

- Техническое задание на систему "ДИСПАРК" Российских железных дорог;

- Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств".

11. Установить сроки внедрения железнодорожными администрациями автоматизированных систем, необходимых для функционирования I этапа АСУ "ДИСПАРК-Е":

- автоматизированная система учета неисправных грузовых вагонов -2004 год;

- автоматизированная система пономерного контроля дислокации вагонных парков - 2005 год;

- автоматизированная система пономерного учета погрузки/выгрузки грузовых вагонов - 2005 год;

- автоматизированная система учета комплектации грузовых вагонов ходовыми частями - по отдельному графику.

12. Поручить Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта по результатам первого полугодия 2004 года подготовить информацию о ходе работ I этапа АСУ "ДИСПАРК-Е".

13. Железнодорожным администрациям и Дирекции Совета принять к руководству Рекомендации совещания руководителей органов отраслевого сотрудничества СНГ и их рабочих органов, состоявшегося 29 июля 2003 г. в Исполкоме СНГ.

14. Принять к сведению информацию Дирекции Совета о ходе выполнения Плана НИОКР железнодорожных администраций на 2003 год.

Железнодорожным администрациям, имеющим задолженность за выполненные работы по планам НИОКР: Республики Армения, Грузии, Киргизской Республики до 15 октября 2003 г. произвести оплату в соответствии с направленными счетами Дирекции Совета письмом от 18.02.2003 г. № ДА-151.

15. Принять к руководству и исполнению подписанный на заседании Совета глав правительств СНГ в Ялте 18 сентября 2003 г. Меморандум о сотрудничестве государств - участников СНГ в области международных транспортных коридоров (Приложение № 4).

16. Принять к руководству и исполнению Решение Экономического совета СНГ от 5 сентября 2003 г. "Об Информации о ходе выполнения Решения Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 г. о Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств-участников Содружества Независимых Государств и о Тарифной политике железных дорог государств-участников СНГ на 2003 фрахтовый год" (Приложение № 5).

По пункту 2 повестки дня

1. Принять к сведению сообщение Управления статистики МПС России и Дирекции Совета о результатах переписи грузовых вагонов, проведенной 21 мая 2003 г. Отметить что:

1.1. Всего переписано 1269247 вагонов, в том числе в общем наличии, учитываемом железнодорожными администрациями, - 1269166, из них 999467 вагонов инвентарного парка и 269699 собственных. Переписью не подтверждено 1319 вагонов, которые проходили перепись в 2002 году, в том числе по железнодорожным администрациям: России - 749, Казахстана- 183, Узбекистана - 139, Туркменистана - 83, Украины - 48.

1.2. Из собственных грузовых вагонов в перепись не вошли 18811 номеров вагонов, зарегистрированных в АДБ ПВ.

1.3. В период между переписями железнодорожными администрациями зачислено в инвентарь 4039 вагонов, из них приобретено 1758 новых вагонов, в том числе Казахстаном - 3, Россией - 1555, Украиной - 34, Грузией - 25, Латвией -22, Эстонией - 19, Белоруссией - 100 единиц, исключено - 20750. В результате инвентарный парк по АБД ПВ сократился на 16,7 тыс. вагонов, от переписи 2002 года на 14420 вагонов (1,4%). В то же время парк собственных вагонов увеличился на 30709 вагонов (12,8%). Повторяющуюся нумерацию имеют 410 собственных вагонов (0,15%) у железнодорожных администраций: России - 212, Казахстана - 92, Украины - 34, Азербайджана - 20, Грузии -12.

1.4. Не прошли четыре последовательно проведенные переписи 19,4 тыс. номеров вагонов, которые числятся в АБД ПВ, в том числе 6306 - с истекшим сроком службы и 712 - не имеющих технических паспортов. Наибольшее количество вагонов, не охваченных четырьмя переписями, принадлежит: России - 3520, Казахстану - 974, Азербайджану - 858, Туркменистана - 186, Армении - 166, Узбекистану - 161, Белоруссии - 142, Украине - 137.

1.5. Железнодорожными администрациями Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Армении и Киргизии не выполнена рекомендация тридцатого заседания Совета в части исключения из АБД ПВ номеров вагонов, которые не прошли базовую перепись 1996 года и впоследствии не обнаружены ни в переписях вагонов, ни в текущем учете.

2. Утвердить результаты переписи вагонов грузового парка 2003 года в количестве 1269166 вагонов, из них 999467 вагонов инвентарного парка и 269699 собственных.

3. Рекомендовать железнодорожным администрациям:

3.1. Провести анализ результатов переписи вагонов, уточнить их наличие, причины несоответствия с АБД ПВ. Учитывая, что вагоны, не охваченные четырьмя последовательно проведенными переписями, утеряны в основном на своих территориях, активизировать работу по розыску таких вагонов, принятию решения о целесообразности сохранения их номеров в АБД ПВ и до 1 января 2004 года информировать ИВЦ ЖА.

3.2. Железнодорожным администрациям России, Казахстана, Украины, Грузии и другим повысить требовательность в части порядка оформления исключения вагонов из инвентарного парка с одновременным контролем их изъятия из эксплуатации, и не допущения в обращение вагонов с двойной нумерацией и не имеющих технических паспортов.

3.3. Рассмотреть возможность исключения из АБД ПВ номеров утерянных вагонов, которые не прошли базовую перепись 1996 года, последующие четыре и более ежегодных переписи, по которым нет данных об их дислокации и нет сведений о переходах по междорожным и межгосударственным стыковым пунктам.

3.4. Проанализировать причины неполной перерегистрации парка собственных грузовых вагонов, неверного нанесения номеров, наличия вагонов с повторяющейся нумерацией и принять необходимые меры по улучшению учета парка собственных грузовых вагонов. В первом квартале 2004 года провести перерегистрацию собственных грузовых вагонов, номера которых отсутствуют в вагонной модели и не охвачены переписью 2003 года.

3.5. В целях освоения возрастающих объемов перевозок принять меры по оздоровлению вагонного парка, с учетом предстоящих в 2004 году объемов перевозок грузов, определить потребность по роду вагонов, на основе которой установить необходимые объемы ремонта и размеры приобретения нового подвижного состава.

4. Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций рассмотреть результаты переписи вагонов в части их технического состояния, содержания и учета неисправных. Выработать согласованные меры по приведению в соответствие данных о грузоподъемности, массе тары и годах постройки в документации и трафаретах на вагонах, выработать соответствующий механизм корректировки АБД ПВ.

5. Очередную перепись вагонов грузового парка провести в мае 2004 года, предусмотрев сравнение ее результатов с номерными данными вагонных моделей железных дорог.

6. Принять к сведению информацию о предварительных итогах переписи контейнеров, проведенной 10 сентября 2003 г.

6.1. ИВЦ ЖА в установленные сроки завершить обработку материалов переписи контейнеров и предоставить их железнодорожным администрациям и Дирекции Совета для анализа результатов.

6.2. Уполномоченным представителям железнодорожных администраций совместно с Дирекцией Совета рассмотреть результаты переписи контейнеров и внести их на рассмотрение и утверждение тридцать седьмого заседания Совета.

По пункту 3 повестки дня

1. Утвердить Свод пассажирских поездов прямого международного пассажирского железнодорожного сообщения для разработки графика движения поездов на 2004-2005 годы, предусматривающий 266 пар пассажирских поездов международного сообщения (Приложение № 6) и Свод прицепных и беспересадочных пассажирских вагонов международного сообщения, включающий 293 сообщения (Приложение № 7).

2. Рекомендовать железнодорожным администрациям:

2.1. В процессе разработки нового графика движения обеспечить улучшение использования составов пассажирских поездов, сокращение времени нахождения их в пунктах оборота без ухудшения времени прибытия и отправления пассажирских поездов с конечных пунктов, повышение маршрутной скорости движения.

Разработку расписаний пассажирских поездов завершить до 25 января 2004 г.

2.2. Определить потребность составов для обслуживания пассажирских поездов, предусмотренных Сводом.

2.3. Оказать содействие Дирекции Совета в подготовке и проведении региональных совещаний специалистов железнодорожных администраций, непосредственно связанных с разработкой графика движения поездов.

3. В целях обеспечения своевременной и качественной разработки графика движения поездов, согласования времени перехода их по межгосударственным стыковым пунктам поручить Дирекции Совета:

3.1. Проведение региональных совещаний специалистов железнодорожных администраций, непосредственно связанных с разработкой и составлением графика движения поездов, в октябре на железных дорогах России, в ноябре на Белорусской железной дороге, в декабре на Казахстанских железных дорогах, в январе 2004 года на железных дорогах Украины, а сетевое совещание по обмену трафаретами пассажирских поездов в марте 2004 года на Молдавской железной дороге.

3.2. Установить контроль за соблюдением сроков передачи времени перехода пассажирских поездов по межгосударственным стыковым пунктам, согласованных на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций 19-21 августа 2003 г.

3.3. Провести в IV квартале 2003 года совещание уполномоченных представителей железнодорожных администраций по согласованию размеров грузового движения, планов формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами и порядка направления вагонопотоков в международном сообщении на 2004-2005 годы.

4. По пассажирским поездам, по которым на уровне экспертов не достигнуто согласия о принадлежности составов для обслуживания поездов в международном сообщении, с целью повышения уровня обслуживания пассажиров, провести двусторонние встречи руководителей причастных железнодорожных администраций и до 1 ноября 2003 г. проинформировать Дирекцию Совета о принятом окончательном решении.

По пункту 4 повестки дня

1. Отметить, что в соответствии с межправительственным Соглашением о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (12 марта 1993 г.) использование грузовых вагонов ведется на основе применения единой технологии совместной эксплуатации грузовых вагонов в межгосударственном сообщении, обеспечения надлежащего технического состояния и содержания грузовых вагонов в эксплуатации в соответствии с нормативно-техническими документами, согласованными железнодорожными администрациями, а также разработки и утверждения соответствующих документов, регламентирующих принципы совместного использования грузовых вагонов, вопросы их сохранности, системы ремонта и технического обслуживания.

Введена межгосударственная система сертификации и стандартизации продукции в области железнодорожного транспорта.

Внедрена новая системы ремонта грузовых вагонов по фактически выполненному объему работы (по пробегу), создаются вагоны нового поколения, новые ходовые части, совершенствуются конструкции, автосцепное и автотормозное оборудование, узлы и детали грузовых вагонов и др.

Вместе с тем, выполнение межправительственного Соглашения в части обеспечения исправным подвижным составом не отвечает требованиям настоящего периода. По итогам работы за восемь месяцев 2003 года при инвентарном парке 1 млн. 11 тыс. вагонов не могут использоваться в межгосударственном сообщении 189 тыс. вагонов из-за не производства плановых видов ремонта (деповского или капитального), 154 тыс. вагонов числятся с истекшими сроками службы, 1226 вагонов не имеют технических паспортов. Качество ремонта вагонов не отвечает нормативным требованиям. Отцеплено в текущий ремонт 2 млн. 82 тыс. вагонов.

Объемы ремонта к уровню 1988 года сократились по деповскому ремонту на 32%, по капитальному на 51%, что указывает на недостаточное использование производственных мощностей.

При росте объема погрузки за 8 месяцев 2003 года на 8,4% против соответствующего периода 2002 года объем деповского ремонта сократился на 4,9%, капитального увеличился на 13%.

На железных дорогах Казахстана при росте за 8 месяцев 2003 года против соответствующего периода 2002 года объема перевозок на 17,4% объем деповского ремонта сократился на 38%, капитального увеличился только на 13%. При этом в инвентарном парке находятся более 25 тысяч вагонов с превышением межремонтного норматива.

Объемы закупок не удовлетворяют потребности железнодорожных администраций в новых вагонах.

Программа неотложных организационно - технических мероприятий по обеспечению устойчивой безаварийной работы вагонного хозяйства железных дорог принята только Министерством путей сообщения Российской Федерации.

2. В целях обеспечения возрастающих объемов перевозок исправным подвижным составом и безопасности движения рекомендовать железнодорожным администрациям разработать до конца 2003 года программы по оздоровлению вагонного парка и обеспечению устойчивой безаварийной работы вагонного хозяйства на период до 2010 года, предусмотрев:

2.1. Принятие неотложных мер по обеспечению сохранности парка грузовых вагонов, повышению качества плановых видов ремонта вагонов, их узлов и деталей.

2.2. Увеличение объемов плановых видов ремонта вагоноремонтных предприятий до уровня расчетных.

2.3. Развитие производственных мощностей вагоноремонтных предприятий.

2.4. Освоение нового вида модернизации капитально-восстановительного ремонта вагонов.

2.5. Обеспечение роста объемов ремонта необходимыми материально-техническими ресурсами с увеличением объемов закупок колесных пар и их элементов, запасных частей и материалов, необходимого оборудования.

2.6. Принятие мер по повышению безопасности движения и уровня технического содержания вагонов в эксплуатации.

2.7. Обновление парка грузовых вагонов за счет приобретения новых и модернизации существующих вагонов.

2.8. Разработку и создание грузовых вагонов, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса.

3. В связи с переходом железнодорожных администраций на новую систему ремонта грузовых вагонов по фактически выполненному объему работы (по пробегу), вводом капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы, просить МПС России разработать в 2004 году новые нормы расхода запасных частей и материалов на ремонт и техническое содержание грузовых вагонов в вагоноремонтных предприятиях.

Дирекции Совета включить в проект Плана НИОКР на 2004 год выполнение этой работы с финансированием всеми железнодорожными администрациями.

По пункту 5 повестки дня

1. Принять к сведению информацию Дирекции Совета о поступивших от железнодорожных администраций предложениях по сокращению убытков от несохранных перевозок грузов в международном сообщении.

Отметить, что допускаемые нарушения Правил перевозок грузов, положений и ведомственных требований таможенных, ветеринарных, фитосанитарных, пограничных и правоохранительных органов приводят к длительным задержкам вагонов на пограничных переходах и пунктах прибытия.

В первом полугодии 2003 года количество отцепленных вагонов по коммерческим бракам на международных стыковых пунктах по сравнению с этим же периодом 2002 года увеличилось на 125%. Значительный рост допущен на стыковых пунктах железнодорожных администраций Казахстана, Белоруссии, Литвы и Киргизии.

По причине нарушения таможенных требований на пограничных переходах задержано и отцеплено 11349 вагонов, что на 9% больше, чем за этот же период 2002 года. Ухудшена работа на пограничных переходах Озинки, Аксарайская, Ченгельды, Успенская.

2. Рекомендовать железнодорожным администрациям:

2.1. Провести анализ несохранных перевозок грузов по итогам 2003 года, рассмотреть с причастными структурными подразделениями, грузоотправителями, грузополучателями, экспедиторскими организациями положение с сохранностью перевозимых грузов для определения конкретных мер по сокращению несохранных перевозок в международном сообщении.

2.2. Рассмотреть положение с выполнением технологических требований и соблюдением сроков таможенного оформления грузов. При необходимости провести совместные разборы по выполнению технологических процессов работы стыковых железнодорожных станций с таможенными, пограничными, ветеринарными, фитосанитарными и другими органами.

2.3. Принять меры по обеспечению работниками железнодорожных администраций строгого выполнения Правил приема грузов к перевозке в международном сообщении, Правил перевозок опасных грузов, условий перевозок скоропортящихся грузов, Технических условий погрузки и крепления грузов.

2.4. Повысить уровень обеспечения сохранности перевозимых грузов органами ведомственной военизированной охраны с момента приема груза к перевозкам до его выдачи грузополучателю.

3. Дирекции Совета совместно с железнодорожными администрациями:

3.1. Рассмотреть в 2003 году в установленном порядке предложения о необходимости внесения дополнений и изменений в "Перечень грузов, которые должны сопровождаться и охраняться военизированной охраной железных дорог государств-участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики", принятый на 11 заседании Совета по железнодорожному транспорту в 1994 году, а также другие предложения железнодорожных администраций, направленные на сокращение несохранных перевозок грузов в международном сообщении.

3.2. Организовать рассмотрение на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций предложений по схемам установки запорно-пломбировочных узлов на вагоны и контейнеры (определение места и порядок наложения).

По пункту 6 повестки дня

1. Принять к сведению информацию о ходе реализации Комплексной программы внедрения Системы автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (Приложение № 8).

Отметить, что железнодорожные администрации приступили к проведению мероприятий по внедрению САИПС на своих железных дорогах. На большинстве железных дорог определены сроки оборудования подвижного состава кодовыми бортовыми датчиками и размещения напольных считывающих устройств (НСУ), оснащения пунктов кодирования и установки бортовых датчиков. Вместе с тем, имеется отставание в выполнении мероприятий Комплексной программы, создании ограниченного полигона САИПС в международном сообщении.

2. Одобрить Генеральную схему размещения напольных считывающих устройств Системы автоматической идентификации подвижного состава по межгосударственным стыковым пунктам (Приложение № 9). Размещение НСУ может уточняться на двусторонней основе сопредельными железнодорожными администрациями при разработке и согласовании техно-рабочих проектов.

3. Рекомендовать железнодорожным администрациям и ВНИИЖТ МПС, России активизировать работы по внедрению на всей сети железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии системы САИПС в соответствии с Техническим заданием.

4. Рекомендовать железнодорожным администрациям Белоруссии, Казахстана и Украины осуществить ввод в эксплуатацию ограниченного полигона САИПС в международном сообщении в максимально короткий срок, с оформлением соответствующей документации. Железнодорожным администрациям Белоруссии, Казахстана, России и Украины осуществить отработку на ограниченном полигоне САИПС информационных технологий в соответствии с Комплексным техническим заданием.

5. Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта подготовить информацию о ходе эксплуатации ограниченного полигона САИПС в международном сообщении с выводами и предложениями для рассмотрения на заседании Совета по железнодорожному транспорту.

6. Принять предложение Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта по срокам проведения мероприятий по пунктам 7, 8, 9 Комплексной программы внедрения САИПС на железных дорогах государств-участников СНГ, Латвии, Литвы. Эстонии:

- п.7. Оснащение пунктов кодирования и установки бортовых датчиков - 2003-2005 гг.;

- п.8. Оснащение напольными считывающими устройствами межгосударственных стыковых пунктов - 2003-2004 гг.;

- п.9. Оборудование кодовыми бортовыми датчиками подвижного состава, используемого в международном сообщении - 2003-2005 гг.

По пункту 7 повестки дня

В целях повышения эффективности организации пассажирских перевозок железнодорожные администрации Латвии, Украины, Таджикистана и Эстонии внесли предложения по изменениям и дополнениям в Соглашение о межгосударственном пассажирском тарифе и в Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ). Эти предложения связаны с необходимостью дальнейшего повышения влияния железнодорожных администраций на формирование тарифной политики, назревшей потребностью в изменениях действующих и введении новых требований в целях обеспечения роста пассажирских перевозок, их доходности, повышения культуры обслуживания пассажиров.

Принять к сведению, что внесенные предложения железнодорожных администраций Латвии, Украины, Таджикистана и Эстонии рассмотрены всеми железнодорожными администрациями. С учетом решения совещания уполномоченных представителей железнодорожных администраций по этому вопросу:

1. Утвердить изменения и дополнения в Соглашение о межгосударственном пассажирском тарифе и в Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ) (Приложение № 10).

Ввести их в действие с 1 января 2004 г.

2. Дирекции Совета опубликовать Соглашение о межгосударственном пассажирском тарифе и Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ) с внесенными изменениями и дополнениями в очередном Вестнике Совета по железнодорожному транспорту.

По пункту 8 повестки дня

Отметить, что в соответствии с решением Совета в связи с введением с 1 января 2004 г. в постоянную эксплуатацию системы ведения электронной базы Тарифного руководства № 4 подготовлен проект Комплексного порядка ведения электронной базы данных Тарифного руководства № 4, устанавливающий систему взаимодействия при этом железнодорожных администраций, Информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций и Дирекции Совета. Разработанная система ведения электронной базы Тарифного руководства № 4 позволяет оперативно обеспечивать необходимой актуальной и достоверной информацией железнодорожные администрации для своевременного решения различных задач.

1. Утвердить Комплексный порядок ведения электронной базы данных Тарифного руководства № 4 (Приложение № 11).

Ввести в действие Комплексный порядок с 1 января 2004 г.

2. Филиалу ОАО "РЖД" Главный вычислительный центр и ИВЦ ЖА совместно с железнодорожными администрациями в IV квартале 2003 года закончить опытную эксплуатацию ведения электронной базы данных Тарифного руководства № 4, провести актуализацию базы данных по состоянию на 1 декабря 2003 года и организовать семинар специалистов железнодорожных администраций для отработки порядка работы с системой ведения электронной базы данных Тарифного руководства № 4.

3. Филиалу ОАО "РЖД" Главный вычислительный центр передать ИВЦ ЖА в установленном порядке техническую документацию по теме "Совершенствование информационной базы Тарифного руководства № 4".

ИВЦ ЖА включить в смету расходов на 2004 год расходы по ведению электронной базы данных Тарифного руководства № 4.

По пункту 9 повестки дня

С целью упорядочения стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказываемых услуг, унификации и стандартизации информационного обеспечения в автоматизированных системах межгосударственного уровня, обеспечения постоянных и равных условий использования совместных технологических и информационных ресурсов железнодорожными администрациями:

1. Утвердить:

- Положение о разработке и ведении классификаторов технико-экономической информации железнодорожных администраций государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (Приложение № 12);

- План организационно-технических мероприятий по введению в эксплуатацию межгосударственного фонда классификаторов технико-экономической информации железнодорожных администраций государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (Приложение № 13).

2. Железнодорожным администрациям, ИВЦ ЖА совместно с БФ ВНИИУП принять меры по реализации мероприятий по разработке классификаторов межгосударственного уровня, созданию и введению межгосударственного фонда классификаторов технико-экономической информации государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии.

3. Возложить функции Головной организации по ведению межгосударственного фонда классификаторов железнодорожных администраций государств - участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии на ИВЦ ЖА.

ИВЦ ЖА подготовить в IV квартале 2003 года предложения по обеспечению выполнения функций Головной организации по ведению межгосударственного фонда классификаторов железнодорожных администраций с включением затрат на эти цели в Смету расходов на обеспечение деятельности ИВЦ ЖА на 2004 год.

По пункту 10 повестки дня

1. Принять к сведению информацию Дирекции Совета о ходе выполнения решений Совета о погашении финансовых задолженностей между железнодорожными администрациями за период январь - июль 2003 года.

При этом отметить, что всеми железнодорожными администрациями обеспечено снижение задолженности по взаиморасчетам.

1.1. Задолженность железнодорожных администраций перед МПС России, определенная по решению десятого заседания Совета, сокращена на 11,0 млн. шв. франков, или на 16,2 %.

1.2. Из общей задолженности по текущим платежам на начало 2003 года в сумме 277,9 млн. шв. франков погашено 159,3 млн., или 57,3%. Ежемесячно задолженность сокращалась на 10,7 млн. и на 1.08.2003 г. составила 202,7 млн. шв. франков.

1.3. Железнодорожные администрации Украины и Казахстана своевременно производят расчеты с другими железнодорожными администрациями. Железнодорожная администрация Литвы полностью рассчиталась со всеми железнодорожными администрациями - кредиторами.

1.4. В счет погашения задолженностей произведены платежи следующими железнодорожными администрациями: России - 120,5 млн. шв. франков; Латвии - 10,3 млн. шв. франков; Эстонии - 7,1 млн. шв. франков; Казахстана - 4,8 млн. шв. франков; Таджикистана - 7,1 млн. шв. франков; Узбекистана - 2,4 млн. шв. франков; Азербайджана - 2,9 млн. шв. франков; Молдовы - 1,4 млн. шв. франков; Туркменистана - 1,3 млн. шв. франков и другими администрациями на сумму 3,0 млн. шв. франков.

1.5. В наибольших объемах сократилась задолженность железнодорожных администраций: России - на 52,6 млн. шв. франков, Узбекистана - на 3,4 млн. шв. франков, Таджикистана - на 3,2 млн. шв. франков.

1.6. Железнодорожными администрациями Грузии погашен долг всего на сумму 865,5 тыс. шв. франков, или 2,2% задолженности, Туркменистана - на сумму 1,3 млн. шв. франков, или 13,6 % задолженности. Железнодорожной администрацией Азербайджана погашен долг железнодорожным администрациям России - 621,0 тыс., Латвии - 170,0 тыс. и частично Украине на сумму 2,1 млн. шв. франков. Общая задолженность на 1.08.2003 г. другим железнодорожным администрациям составляет 16,7 млн. шв. франков.

2. Отметить, что железнодорожными администрациями Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана до сих пор не урегулированы суммы платежей, причитающихся другим железнодорожным администрациям. Рекомендовать руководителям отмеченных железнодорожных администраций до 1 декабря 2003 г. провести двусторонние встречи с железнодорожными администрациями - кредиторами и завершить согласование сумм причитающихся платежей, порядок и сроки их взаимного погашения. О принятых решениях проинформировать Дирекцию Совета.

3. Руководителям железнодорожных администраций усилить внимание к выполнению обязательств, обусловленных двусторонними протоколами, по погашению своих задолженностей по текущим платежам и решению вопросов по утерянным вагонам других железнодорожных администраций.

4. Поручить Дирекции Совета проинформировать заседание Совета о состоянии взаиморасчетов между железнодорожными администрациями по итогам 2003 года.

По пункту 11 повестки дня

1. Отметить, что железнодорожными администрациями государств-участников СНГ проводится работа, направленная на повышение эффективности профилактики и ликвидации последствий медико-санитарных последствий аварийных ситуаций с опасными грузами, а также отработка этих вопросов на практических учениях.

2. Рекомендовать железнодорожным администрациям:

2.1. В качестве одной из первоочередных задач при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами организовать на всех уровнях четкую и своевременную оперативно-распорядительную информацию о характере аварийной обстановки и принимаемых решениях о ходе ликвидации ее последствий.

2.2. В целях повышения эффективности проводимых работ по локализации и устранению аварийного источника, созданию безопасных режимов работы личного состава формирований в очаге, организации своевременной зашиты населения и окружающей природной среды обеспечивать взаимодействие всех причастных служб железной дороги (отделения дороги) между собой, а также с аварийно-спасательными службами территориальных органов МЧС и Минобороны. В первую очередь, это касается организации совместных действий личного состава восстановительных и пожарных поездов, специальных химических подразделений служб гражданской обороны, медико-санитарной, связи и внутренних дел и др.

2.3. Для оказания пораженным своевременной и качественной медицинской помощи, снижения численности потерь и тяжести поражений обеспечивать взаимодействие сил и средств врачебно-санитарной службы железнодорожной администрации с территориальными органами управления здравоохранением. Для этих целей рекомендуется:

- привлекать к медицинской сортировке и оказанию необходимой медицинской помощи пораженным в районе очага (но в безопасной зоне) специализированные бригады токсико-терапевтического профиля (и/или специалистов реаниматологов) из дорожного (отделенческого) лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) или ЛПУ территориальных органов управления здравоохранением;

- при большом потоке пораженных шире использовать базы ЛПУ территориальных органов управления здравоохранением для госпитализации пострадавших и, таким образом, равномерного их распределения по лечебным учреждениям для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

- заблаговременно определять круг лечебных учреждений, предназначенных для приема и госпитализации пораженных и расположенных вблизи крупных химических объектов, на маршрутах интенсивных перевозок опасных грузов.

2.4. Обеспечивать планирование и систематическую практическую отработку на опытно-исследовательских учениях порядка взаимодействия и организации совместных действий различных служб и ведомств по локализации и ликвидации очагов поражения опасными грузами.

2.5. В целях повышения безопасности движения и предупреждения аварийности грузового подвижного состава повысить требовательность к грузоотправителям опасных грузов и работникам железных дорог по соблюдению Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам (с дополнениями и изменениями), утвержденных пятнадцатым заседанием Совета по железнодорожному транспорту 5 апреля 1996 г.

3. Просить ВНИИЖГ и железнодорожную администрацию Белоруссии подготовить в IV квартале 2003 года по итогам проведенного 25 - 26 июня 2003 г. на Гомельском отделении Белорусской железной дороги опытно - исследовательского учения по организации медико-санитарного обеспечения ликвидации последствий крушения грузового поезда с особо опасным химическим грузом информационный документ и разослать его железнодорожным администрациям государств-участников СНГ.

По пункту 12 повестки дня

1. Внести в пункт 5 Положения о Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества изменение, изложив второе предложение в следующей редакции: "Председателем Совета является президент открытого акционерного общества "Российские железные дороги" без ограничения срока".

2. Избрать Председателем Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества президента открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Г.М.Фадеева.

По пункту 13 повестки дня

1. Продлить срок действия полномочий А.Я.Сиденко в должности Председателя Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества сроком на 1 год.

2. Продлить срок действия полномочий Л.Л. Железняка в должности заместителя Председателя Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества сроком на 1 год.

По пункту 14 повестки дня

Принять следующую предварительную повестку дня тридцать седьмого заседания Совета:

1. О выполнении решений тридцать шестого заседания Совета и итогах эксплуатационной работы сети железных дорог в 2003 году.

2. Об итогах переписи контейнерного парка в 2003 году и подготовке к переписи грузовых вагонов в 2004 году.

3. Об опыте работы межгосударственных стыковых пунктов по пропуску вагонопотоков в международном сообщении (Печоры - Псковские Октябрьской железной дороги железнодорожного перехода между Россией и Эстонией и др.).

4. О плановых видах ремонта грузовых вагонов на 2004 год.

5. О результатах проведенной работы железнодорожными администрациями по повышению технического состояния пассажирских поездов и улучшению обслуживания пассажиров в поездах международного сообщения.

6. О Тарифной политике железных дорог на перевозки грузов в международном сообщении на 2004 фрахтовый год.

7. О предложениях по Порядку эксплуатации вагонов, переоборудованных из рефрижераторного подвижного состава, и условиях перевозок в них продовольственных, отдельных видов скоропортящихся и других грузов.

8. О Плане НИОКР по совершенствованию эксплуатационной работы и транспортного обслуживания в международном сообщении на 2004 год.

9. О Схеме транспортных сообщений на период до 2010 года с учетом формируемых международных транспортных систем в части железнодорожного транспорта..

10. О взаиморасчетах между железнодорожными администрациями в 2003 году.

11. О Сопредседателе Совета по железнодорожному транспорту на 2004 год.

12. О награждении знаком "Почетный железнодорожник" в 2004 году.

13. О награждении Почетной грамотой Совета по железнодорожному транспорту.

14. О Смете расходов на обеспечение деятельности Дирекции Совета на 2004 год и Смете на возмещение расходов филиала ОАО "РЖД" Центральная станция связи за услуги связи для обеспечения координационной деятельности Дирекции Совета и железнодорожных администраций на 2004 год.

15. О Смете расходов на обеспечение деятельности Информационно - вычислительного центра железнодорожных администраций, включая возмещение расходов филиала ОАО "РЖД" Главный вычислительный центр, на 2004 год.

16. О повестке дня, дате и месте проведения тридцать восьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту.

Дирекции Совета организовать подготовку документов и материалов с проведением при необходимости совещаний представителей железнодорожных администраций по вопросам, указанным в предварительной повестке дня тридцать седьмого заседания Совета.

Провести тридцать седьмое заседание Совета по железнодорожному транспорту в начале февраля 2004 года в г. Риге.

Настоящий Протокол подписан 1 октября 2003 г. в г. Душанбе. 

Замечания

ГАО "Латвийская железная дорога",

АО "Литовские железные дороги",

АО "Эстонские железные дороги"

К протоколу 36 Заседания Совета по железнодорожному транспорту 30.09.- 01.10.2003 г. г. Душанбе

В связи со сложившейся тенденцией увеличения количества арендованных вагонов, используемых для перевозки грузов в межгосударственном сообщении не только в приграничном сообщении между соседними железнодорожными администрациями для технологических нужд, как это предусмотрено решением 18 Совета по железнодорожному транспорту, считаем необходимым включить дополнительно в проект протокола пункт 1 дополнительный подпункт в следующей редакции:

"Рабочей группе, созданной в рамках Совета по железнодорожному транспорту, совместно с Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту продолжить разработку Правил эксплуатации арендованных вагонов и представить их на утверждение Совета по железнодорожному транспорту.

ИВЦ ЖА и железнодорожным администрациям разработать и внедрить автоматизированную систему учета арендованных вагонов".

Генеральный директор ГАО "Латвийская железная дорога"

А.Зоргевице

Генеральный директор АО "Литовские железные дороги"

Й.Биржишкис

Заместитель исполнительного директора - член правления АО "Эстонская железная дорога"

Р.Синиярв