Протокол 5 (пятого) заседания Совета по железнодорожному транспорту

Протокол пятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств участников Содружества

Пятое заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества состоялось 19-20 октября 1992 г. в г. Минске.

В заседании приняли участие:

Члены Совета, руководители железнодорожных администраций: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, руководитель Грузинской железной дороги, являющейся ассоциированным членом Совета.

Председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту В. Н. Бутко.

На заседании в соответствии с Положением о Совете присутствовали и принимали участие в обсуждении вопросов руководители железных дорог Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики.

В работе заседания принял участие заместитель Координатора Рабочей группы Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ Г. В. Тишкевич.
Участников заседания приветствовал Председатель Комиссии по промышленности и услугам населению Верховного Совета Республики Беларусь А. Н. Куличков.

Список участников заседания Совета прилагается (Приложение № 1).

Председательствовал на заседании - Председатель Совета, Министр путей сообщения Российской Федерации Г. М. Фадеев.

Заседание утвердило следующую повестку дня:

1. О разделении и совместном использовании парков грузовых вагонов и контейнеров.

1.1. Проект межгосударственного Соглашения о разделении парков грузовых вагонов и контейнеров между государствами-участниками Содружества, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании.

1.2. О количественном и пономерном разделении инвентарного парка грузовых вагонов между государствами.

1.3. Проект Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов.

1.4. Соглашение о подготовке и проведении передислокации и оздоровлении вагонного парка.

1.5. Основные принципы расчета показателей использования вагонов и регулирования порожних вагонов в межгосударственном сообщении.

2. О перечне форм оперативной и статистической информации, передаваемой железными дорогами.

3. О нормативных документах, регламентирующих взаимоотношения железных дорог с грузоотправителями, грузополучателями и другими видами транспорта.

4. Инструкция о порядке распределения Валютной выручки от международных пассажирских и грузовых перевозок между железными дорогами во втором полугодии 1992 года.

5. Общие положения о формировании единой тарифной политики при транзитных перевозках грузов по железным дорогам государств-участников Содружества.

6. О научно-технической комиссии по подвижному составу.

7. О взаимном предоставлении железными дорогами снегоуборочной техники при чрезвычайных ситуациях.

8. Об арбитражном органе железных дорог.

9. Информация о проведенной работе Советом по железнодорожному транспорту в 1992 году.

10. Разное:

10.1. Об основных принципах сохранения и развития информационного пространства железных дорог государств-участников Содружества, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики для организации управления перевозочным процессом и обслуживании пассажиров.

10.2. О предложениях по изменению порядка оплаты за перевозки импортных грузов из морских портов и пограничных станций.

10.3. О предложении Государственной администрации железнодорожного траснпорта Украины по изменению порядка оформления перевозочных документов, взимания провозных платежей при перевозках грузов в межгосударственном сообщении и переходу на расчет платежей за перевозку грузов по железным дорогам Украины через ГВЦ Укрзализныци.

10.4. О переоценке балансовой стоимости грузовых вагонов.

10.5. О газете "Гудок".

10.6. Об обращении к главам правительств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Грузия руководителей железнодорожных администраций о возобновлении движения поездов на участках железных дорог Закавказья.

11. О повестке дня, дате и месте проведения шестого заседания Совета.

Рассмотрев подготовленные проекты документов и материалов, Совет принял следующие решения:

По пунктам 1.1. - 1.2. повестки дня

1. Согласиться с Проектом Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками Содружества, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании. (Приложение № 2).

2. Для представления проекта Соглашения Главам государств на подписание в ноябре 1992 года считать необходимым железнодорожным администрациям согласовать его с компетентными органами своих государств до 5 ноября 1992 г.

3. Дирекции Совета до 10 ноября 1992 г. подготовить проект Соглашения с Учетом мнений компетентных правительственных органов независимых государств для представления его на подписание главам государств.

4. Согласовать таблицы количественного разделения инвентарного парка грузовых вагонов между государствами (Приложение № 3).

5. В Связи с обращением железнодорожной администрации Республики Армения о дополнительном выделении ей грузовых вагонов, участники Соглашения приняли решение удовлетворить просьбу и после пономерного разделения парка выделить в собственность Республики Армения пономерно 221 вагон пропорционально общим долям каждого государств.

6. Железнодорожным администрациям оказать содействие Среднеазиатской и Туркменской железным дорогам в породовом обмене вагонов.

По пункту 1.3. повестки дня

1. Принять Соглашение о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении (Приложение № 4).

2. Утвердить предоставленный Дирекцией Совета План проведения неотложных мер по реализации принципов совместного использования Грузовых вагонов (Приложение № 5).

3. Представители железнодорожных администраций Республики Армения, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики считают, что "плановые виды ремонта грузовых вагонов и их модернизация производятся каждым государством независимо от принадлежности вагонов. Объемы и виды ремонтов определяются, исходя из доли собственности вагонов с последующими централизованными взаиморасчетами между государствами за превышение или неосвоение ремонта соответствующего количества грузовых вагонов по каждому роду. В случае дефицита ремонтной базы по взаимному соглашению часть ремонтных объемов может быть передана другому государству по договорным взаиморасчетам.

Координация работ по определению видов и объемов ремонта вагонов, заключению соответствующих договоров с вагоноремонтными предприятиями других государств, по взаиморасчетам между ними осуществляется техническим центром по организации обслуживания, ремонта и сохранности вагонов при Дирекции Совета по железнодорожному транспорту".

4. Согласиться с просьбой железнодорожной администрации Армении об оказании ей помощи в ремонте выделенных в собственность грузовых вагонов на двусторонней договорной основе.

5. Считать одной из первоочередных задач оснащение до 01.01.93 г. станций передачи вагонов в межгосударственном сообщении средствами вычислительной техники и связью.

ПКТБ АСУЖТ в этот же срок осуществить разработку необходимого программного обеспечения.

По пункту 1.4. повестки дня

Принять Соглашение по подготовке и проведению передислокации и оздоровлению вагонного парка (Приложение № 6).

По пункту 1.5. повестки дня

1. Утвердить Основные принципы расчета показателей использования вагонов и регулирования вагонного парка в межгосударственном сообщении и ввести их в действие с 1 января 1993 г. (Приложение № 7).

2. Дирекция Совета с участием специалистов железнодорожных администраций подготовить до 1 января 1993 г. инструктивные указания для практической реализации основных принципов расчета показателей работы вагонного парка в новых условиях.

По пункту 1.6. повестки дня

Принять за основу подготовленную методику взаиморасчетов за пользование грузовыми вагонами и, с учетом состоявшегося обсуждения, поручить ВНИИЖТу, ГВЦ, ПКТБ АСУЖТ доработать ее и представить для рассмотрения на очередном заседании Совета по железнодорожному транспорту.

По пункту 2 повестки дня

1. Утвердить Перечень форм оперативной и статистической информации, передаваемой железными дорогами государств-участников Содружества, Республики Грузия (Приложение № 8).

2. Поручить Дирекции Совета при необходимости вносить предложения по изменению состава информации и сроков ее подачи, а также замечания к Инструктивным указаниям по их заполнению.

3. Железнодорожные администрации Латвии, Литвы и Эстонии согласились представлять оперативно-статистическую информацию по п.п. 1, 2, 4, 13, 16, 17, 18, 30, 31, 32, 34, 35 приложения № 8. 

По пункту 3 повестки дня

1. Сохранить на железных дорогах государств-участников Содружества в качестве единых Устав железных дорог, Правила перевозок грузов, Технические условия погрузки и крепления грузов и нормативные документы (с изменениями и дополнениями к ним по состоянию на 01.09.92 г.), регламентирующие порядок выполнения коммерческих операций, взаимоотношения железных дорог с грузоотправителями, грузополучателями и другими видами транспорта, а также указания по условиям перевозок отдельных грузов в межгосударственном сообщении.

При необходимости внесения изменений и дополнений в указанные нормативные документы или подготовке новых, они принимаются по инициативе органов управления железнодорожным транспортом государств-участников Содружества в зависимости от уровня решаемых в них вопросов совместным решением правительств государств-участников Содружества или Советом по железнодорожному транспорту.

Железные дороги государств Содружества вправе применять при перевозке грузов во внутригосударственном сообщении Устав железных дорог, Правила перевозок грузов и другие нормативные документы, разработанные и утвержденные установленным в каждом государстве порядком.

2. Сохранить действующий порядок осуществления международных перевозок грузов железнодорожным транспортом, установленный ранее заключенными межправительственными или межведомственными соглашениями, участником которых соответственно являлся СССР или МПС СССР.

При этом железнодорожные администрации, не участвующие в ОСЖД, вправе делегировать свои права одной из железнодорожных администраций, входящих в ОСЖД.

Органы управления железнодорожным транспортом государств-участников Содружества имеют право заключать между собой и органами управления железнодорожным транспортом государств, не входящих в Содружество, соглашения (договоры), не затрагивающие интересы других железных дорог государств-участников Содружества, с извещением об этом Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

3. Разработку новых нормативных документов, корректировку действующих, их издание и финансирование осуществлять в порядке, утвержденном Советом по железнодорожному транспорту. 

По пункту 4 повестки дня

Утвердить Инструкцию о порядке распределения валютной выручки от международных пассажирских и грузовых перевозок между железными дорогами во втором полугодии 1992 года (приложение № 9). 

По пункту 5 повестки дня

1. Тарифная политика и уровень ставок за перевозку транзитных грузов по сети железных дорог каждого из государств, входящих в Содружество, а также Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики определяются непосредственными перевозчиками грузов.

2. Для координации вопросов тарифной политики и выработки рекомендаций по установлению уровня ставок за перевозки по отдельным направлениям с учетом имеющихся конкурентных направлений перевозок другими видами транспорта, а также совместных принципов работы с клиентурой не реже одного раза в год проводится Тарифная конференция перевозчиков.

3. В целях обеспечения учета экономических интересов железных дорог, участвующих в перевозках транзитных грузов, их самостоятельности в принятии решений по тарифной политике, оперативному и объективному установлению уровней ставок в целях привлечения транзитных грузопотоков целесообразно заключать региональные тарифные соглашения между отдельными железнодорожными администрациями, по сети которых выполняются такие перевозки.

4. Железнодорожные администрации государств Содружества, не имеющие опыта в формировании тарифной политики и транзитных ставок, а также в их реализации на рынке транспортных услуг, могут пользоваться услугами Тарифного комитета ОСЖД. 

По пункту 6 повестки дня

1. В связи с состоявшимся обсуждением вопрос о Научно-технической комиссии по подвижному составу на данном этапе снять с рассмотрения.

По пункту 7 повестки дня

1. Рекомендовать железнодорожным администрациям государств-участников Содружества, Республики Грузия заключить между собой, а также с железными дорогами Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики соглашения об оказании взаимопомощи в экстремальных ситуациях при снежных заносах, предусмотрев в них решение необходимых технических, организационных вопросов и взаиморасчетов.

2. Дирекции Совета оказывать оперативную помощь в выполнении принятых соглашений по передислокации снегоуборочной техники в регионы экстремальных ситуаций.

 По пункту 8 повестки дня

Поручить Дирекции Совета совместно с экспертами железнодорожных администраций дополнительно рассмотреть представленные Дирекцией Совета проекты Соглашения об образовании третейского суда на железнодорожном транспорте государств-участников Содружества и положения об этом суде (Приложение № 10) и о результатах рассмотрения доложить Совету. 

По пункту 9 повестки дня

Согласиться с проектом письма железнодорожных администраций главам правительств государств-участников Содружества о продлении срока действия Положения о Совете по железнодорожному транспорту стран Содружества (Приложение № 11). 

По пункту 10.1 повестки дня

1. Утвердить Основные принципы сохранения и развития общего информационного пространства железных дорог государств-участников Содружества, а также Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики (по их согласию) для организации управления перевозочным процессом и обслуживания пассажиров (приложение № 12).

2. Рассмотреть на очередном заседании Совета по железнодорожному транспорту Календарный план работ по разработкам АСУ, имеющих межгосударственное значение: и порядок их финансирования. 

По пункту 10.2 повестки дня

1. В целях недопущения осложнений в работе пограничных станций и морских портов и во избежание срыва поставок сырья предприятиям и товаров населению введение предварительной оплаты железнодорожного тарифа за перевозки импортных грузов, следующих в не в прямом международном сообщении из морских портов и пограничных станций, осуществить после проведения подготовительных работ, связанных с внесением изменений в Правила перевозок экспортно-импортных грузов через морские порты, подготовкой вычислительных программ распределения доходов при указанном порядке оплаты, созданием экспедиторских организаций на пограничных и припортовых станциях и заключением договоров с плательщиками на предоплату.

2. Предложить концерну "Союзвнештранс" и другим экспедиторским организациям обратиться в соответствующие государственные органы о выделении необходимых кредитов и до 1 декабря 1552 года заключить договора на предоплату железнодорожного тарифа.

3. Железнодорожным администрациям государств СНГ проинформировать грузоотправителей об организации при Укрзализныце транспортно-экспедиторской компании Интертранс и необходимости заключения с ней договоров на транспортно-экспедиционное обслуживание.

4. До проведения указанных выше мероприятий порядок оплаты провозных платежей и распределение доходов от перевозок за транзит по железным дорогам государств СНГ, в том числе следующих по документам СМГС из третьих стран в государства СНГ, оставить без изменения.

По пункту 10.3 повестки дня

Заслушав информацию представителя Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины о том, что Укрзализныцей принято решение по изменений порядка оформления перевозочных документов, взимания провозных платежей и переходу на расчеты платежей за перевозку грузов по территории Украины через ГВЦ Укрзализныци, Совет по железнодорожному транспорту принял решение:

1. Просить Государственную администрацию железнодорожного транспорта Украины приостановить действие решения, объявленного телеграммой от 28.09.92 г. № Н-644, до окончания проведения всей подготовительной работы.

2. Просить железнодорожные администрации Российской Федерации, Украины и других государств Содружества ускорить подготовку таблиц по определению пунктов перехода между железными дорогами Российской Федерации, Украины и другими государствами Содружества и других документов. 

По пункту 10.4 повестки дня

Железнодорожным администрациям государств-участников Содружества провести работу по рассмотрению в правительственных органах вопроса о переоценке железнодорожного подвижного состава с учетом разработанного Правительством Российской Федерации Порядка проведения переоценки основных фондов.

Согласованные предложения направить Дирекции Совета по железнодорожному транспорту до 20 ноября 1992 г. 

По пункту 10.5 повестки дня

Считать целесообразным сохранение газеты "Гудок" для железнодорожников государств-участников Содружества.

Железнодорожным администрациям государств оказать содействие в подписке на газету "Гудок" на 1993 год и в месячный срок рассмотреть вопрос об оказании финансовой помощи в выпуске газеты. 

По пункту 10.6 повестки дня

Согласиться с представленным проектом Обращения к главам правительств о возобновлении движения поездов на дорогах Закавказья (приложение № 13).

По пункту 11 повестки дня

Принять следующую повестку дня шестого заседания Совета по железнодорожному транспорту:

1. Вопросы разделения и использования парка грузовых вагонов.

2. О нормативах графика движения пассажирских поездов на 1993-1994 г.

3. Основные принципы разработки плана формирования поездов и контроля за его выполнением.

4. Соглашение об образовании Постоянно действующего третейского суда на железнодорожном транспорте государств-участников Содружества.

5. О порядке разрешения споров между железными дорогами государств-участников Содружества, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики по несохранным перевозкам грузов.

6. О мерах по обеспечению безопасности поездных бригад и пассажиров на железнодорожном транспорте.

7. Об использовании рефрижераторного подвижного состава в зимний период (ноябрь-март) как крытого с проводниками по льготным тарифам.

8. О распределении доходов от перевозок грузов между железными дорогами государств-участников Содружества.

9. О награждении знаком "Почетному железнодорожнику".

10. О порядке выдачи служебных билетов по личным надобностям для проезда по территории государств-участников Содружества, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.

Провести шестое заседание Совета по железнодорожному транспорту в г.Кишиневе 20-21 ноября 1992 года.

 Участники заседания Совета обменялись мнениями по вопросам повышения тарифов на грузовые перевозки в межгосударственном сообщении, заслушали информацию представителя Тверского вагоностроительного завода о положении в пассажирском вагоностроении.

Настоящий протокол составлен и подписан 20 октября 1992 г. в городе Минске.