Протокол 7 (седьмого) заседания Совета по железнодорожному транспорту

Протокол седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества

Седьмое заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества состоялось 5-6 февраля 1993 г. в г. Алма-Ате.

В заседании приняли участие:

Члены Совета, руководители железнодорожных администраций:

Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан. Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, руководитель Грузинской железной дороги, являющийся ассоциированным членом Совета.

Председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту В.Н.Бутко.

На заседании в соответствии с Положением о Совете присутствовали и принимали участие в обсуждении вопросов руководители железных дорог Латвийской Республики, Литовское Республики и Эстонской Республики.

Список участников заседания прилагается (приложение № 1).

Участников заседания приветствовал Первый вице-премьер Республики Казахстан А.А.Жабагин.

Председательствовал на заседании - член Совета, заместитель Министра транспорта Республики Казахстан Ю.В.Панов.

Заседание утвердило следующую повестку дня:

1. О выполнении Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании, Решении глав правительств государств-участников Содружества по этому вопросу, подписанных 22 января 1993 года.

2. Проект Соглашения о принципах совместного использования универсальных контейнеров в межгосударственном сообщении.

3. О Методике взаиморасчетов за пользование грузовыми вагонами и определении системы взаимных расчетов между железнодорожными администрациями.

4. О плане работ по разработкам АСУ, имеющих межгосударственное назначение, и порядке их финансирования.

5. О порядке отражения балансовой стоимости грузовых вагонов в технических паспортах при пономерном разделении вагонного парка и передаче в собственность государств.

6. О плане разработки и пересмотре нормативных документов, необходимых для обеспечения совместного использования подвижного состава и регламентирования перевозок грузов в межгосударственном сообщении, порядке их подготовки финансирования.

7. О новом порядке оформления перевозочных документов и расчетов за перевозки грузов в межгосударственном и международном сообщениях с участием железных дорог Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины.

8. О порядке разрешения споров между железными дорогами государств - участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики по несохранным перевозкам грузов.

9. Проект решения Совета глав правительств государств - участников Содружества о мерах по обеспечению безопасности пассажиров и поездных бригад.

10. О погашении задолженности иностранным железным дорогам, связанной с международными перевозками пассажиров за период с 1990-1991 годов.

11. О порядке распределения валютной выручки за международные перевозки в 1993 году и о соблюдении железнодорожными администрациями действующих правил о расчетах в международном сообщении.

12. О стабилизации платежно-расчетной дисциплины и принятии конкретных мер по взысканию с клиентуры причитающихся железнодорожному транспорту платежей за выполненную работу и оказанные услуги.

13. О введении экономической ответственности между железнодорожными администрациями (железными дорогами) за провоз поездными бригадами безбилетных пассажиров и непередачу в продажу свободных и освобождающихся мест в пассажирских поездах.

14. Проект Соглашения о награждении знаком "Почетному железнодорожнику" и льготах, предоставляемых работникам железнодорожного транспорта, награжденным этим знаком.

15. О внесении изменения в Положение о Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

16. О работе Дирекции Совета по железнодорожному транспорту, структуре, штатном расписании и смете расходов на содержание Дирекции в 1993 году.

17. О Председателе Совета по железнодорожному транспорту на 1993 год.

18. Разное:

18.1. Об обращении к главам правительств об установлении согласованных на межправительственном уровне курсов национальных валют и приеме этих валют банками государств.

18.2. О результатах рассмотрения проекта Соглашения об образовании постоянно действующего третейского суда на железнодорожном транспорте.

18.3. О Правилах процедуры проведения Тарифных конференций перевозчиков (железнодорожных администраций) государств.

19. О повестке дня, дате и месте приведения восьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту.


По пункту 1 повестки дня

1. Принять к руководству и исполнению Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых, вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между, государствами-участниками Содружества: Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республике и их дальнейшем совместном использовании. Решение глав правительств государств - участников Содружества по этому вопросу, подписанные 22 января 1993 года.

2. Железнодорожным администрациям государств-участников Содружества и Дирекции Совета совместно с администрациями железнодорожного транспорта Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики провести работу по разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС в I квартале 1993 года. Обеспечить своевременное осуществление мер по передаче в собственность государств инвентарного парка грузовых вагонов бывшего МПС СССР, а также передислокацию неисправных вагонов на железные дороги по принадлежности, в соответствии с телеграммой Председателя Совета по железнодорожному транспорту Г.М.Фадеева от 28.01.93 г. № ДЦ-68. Продлить срок передислокации неисправных вагонов до 15 марта 1993 года.

3. Одобрить проект межправительственного Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и представить его на подписание главам правительств государств (приложение № 2 - - не приводятся (прим. ред.)).

По пункту 2 повестки дня

Принять Соглашение о принципах совместного использования универсальных контейнеров в межгосударственном сообщении (приложение № 3).

Утвердить представленный План проведения неотложных мер по реализации принципов совместного использования универсальных контейнеров (приложение № 4).

По пункту 3 повестки дня

1. Утвердить Методику взаиморасчетов за пользование грузовыми вагонами, предусматривающую на переходный период - (1993 г.), до завершения внедрения автоматизированной системы пономерного учета передачи вагонов по межгосударственным стыковым пунктам, осуществление взаиморасчетов за пользование грузовыми вагонами балансовым методом по общему наличию вагонов, включая вагоны, принадлежащие промышленным предприятиям и другим организациям, (приложение № 5).

При этом квота железнодорожных администраций определяется как сумма парков, выделенных из инвентаря бывшего МПС СССР, по согласованным долям, а также собственных вагонов предприятий и организаций установленных по тем же долям. Посуточный расчет фактического наличия вагонов в совместном пользовании ведет Дирекция на основании данных ГВЦ МПС России.

2. Утвердить ставки платы за пользование грузовыми вагонами (приложение № 6).

Предусмотреть индексацию ставок в зависимости от изменения уровня тарифов на грузовые перевозки в межгосударственном сообщении.

3. Установить, что Расчетное бюро Дирекции Совета осуществляет ведение взаиморасчетов между железнодорожными администрациями на основе ежесуточных отчетных данных, предоставляемых ГВЦ МПС РФ по общему наличию вагонов (в том числе по родам), определяемого балансовым методом.

4. Поручить Дирекции Совета с участием экспертов железнодорожных администраций рассмотреть в первом квартале 1993 года проект "Основных правил взаиморасчетов за пользование грузовыми вагонами", подготовленный на основе принятой Методики взаиморасчетов, и представить его на утверждение Совету.

По пункту 4 повестки дня

Утвердить "План разработок и внедрения АСУ, имеющих межгосударственное значение".

Рабочей группе рассмотреть в первом квартале 1993 года обоснования объемов и стоимости работ. Результаты представить железнодорожным администрациям на согласование.

Железнодорожные администрации, не принявшие участие в финансировании отдельных работ плана, выполняемых по решению Совета, результаты разработки приобретают по прямим договорам с разработчиком.

Все железнодорожные администрации, кроме МПС России считав, что в соответствии с Соглашением о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении, принятом на пятом заседании Совета в октябре 1992 года в Минске, финансирование НИОКР и других работ, вытекающих из совместного пользования парком грузовых вагонов, должно осуществляться по согласованному Советом перечню за счет средств, выделяемых железнодорожными администрациями пропорционально долям собственности в парке грузовых вагонов.

Поскольку финансирование научно-исследовательских работ не зависит от размеров парков вагонов, протяженности железнодорожной колеи и т. п. чему имеются примеры в международной практике, МПС России, считает необходимым перейти на финансирование этих работ по долям расходов, установленным для содержания Дирекции Совета.

Все Железнодорожные администрации, кроме МПС России, просят Министр путей сообщения РФ Г. М. Фадеева решить указанный вопрос.

По пункту 5 повестим дня

Передачу (получение) стоимости грузовых вагонов в собственность государств при пономерном разделении вагонного парка производить в рублях по первоначальной стоимости, без учета переоценки, произведенной в 1992-1993 годах, то есть по состоянии на 20 мая 1992 года ГВЦ МПС России в течение I квартала 1993 года передать всем железнодорожным администрациям электронные технические паспорта на вагоны Параллельно железнодорожные администрации обмениваются техническими паспортами вагонов по их новой принадлежности.

По пункту 6 повестки дня

Принять за основу представленный рабочей группой План разработки и пересмотра нормативных документов, необходимых для обеспечения совместного использования подвижного состава и регламентирования перевозок грузов в межгосударственном сообщении. Поручить рабочей группе в I квартале т.г. рассмотреть Тематику и согласовать объемы, калькуляции на выполнение работ и представить результаты железнодорожным администрациям на согласование.

Вопрос финансирования работ решить аналогично пункту 4 настоящего Протокола.

Железнодорожные администрации, не принявшие участие в финансировании отдельных работ плана, выполняемых по решению Совета, результаты разработки не получает и приобретает их по прямым договорам с разработчиком.

По пункту 7 повестки дня

1. Принять Соглашение между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия о введения нового порядка оформления перевозочных документов и расчетов за перевозки грузов в межгосударственном и международном сообщениях с участием железных дорог Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины. Ввести его в действие с 1 июля 1993 года (приложение № 7).

Утвердить:

Временную инструкцию о порядке оформления перевозочных документов и взыскании платежей при перевозках грузов в сообщениях между станциями железных дорог государств - участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, а также в международных сообщениях с участием железных дорог Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины;

Порядок расчетов за перевозки грузов в межгосударственном и международном сообщениях между железными дорогами государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики. Республики Грузия с участием железных дорог Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины.

2. Поручить Дирекции Совета по железнодорожному транспорту совместно с железнодорожными администрациями Республики Беларусь, Украины, Российской Федерации до 1 апреля 1993 года рассмотреть, с учетом рекомендаций состоявшегося 18-19 января 1993 года совещания экспертов, проект Правил оформления перевозочных документов, взимания провозной платы и расчетов между железными дорогами Украины, Республики Молдова и железными дорогами других государств Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и за перевозки экспортно-импортных грузов, перевозимых через пограничные станции государств-участников Содружества, кроме Республики Беларусь, Республики Молдова, Украины, а также пограничные станции Азербайджанской Республики и подготовить предложения по их изменению или дополнению для утверждения на Совете.

3. Железнодорожным администрациям государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия в течение февраля - мая 1993 года провести работу по обеспечении железных дорог необходимыми информационно-справочными и руководящими материалами и их изучению с причастными работниками, грузоотправителями, грузополучателями и экспедиторскими организациями. Готовность перехода на новый порядок оформления перевозочных документов и расчетов за перевозки грузов в межгосударственном и международном сообщениях с участием железных дорог Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины железнодорожным администрациям сообщить Дирекции Совета по железнодорожному транспорту до 1 июня 1993 г..

4. Железнодорожным администрациям провести подготовительную работу по переходу к концу 1993 года на оформление перевозок грузов в межгосударственном сообщении с участием железных дорог Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины на бланках перевозочных документов СМГС.

5. В связи с принятием Соглашения о введении нового порядка оформления перевозочных документов и расчетов за перевозки грузов в межгосударственном и международном сообщениях с участием железных дорог Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины рассмотреть до 1 апреля 1993 г. на рабочей группе экспертов железнодорожных администраций Российской Федерации, Республики Беларусь, Украины, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики заключенные договоры между Министерством путей сообщения Российской Федерации и соответствующими транспортными Министерствами Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении и подготовить предложения о внесении в них необходимых изменений.

6. В связи с многочисленными обращениями железных дорог, грузоотправителей и грузополучателей о неправомерных действиях пограничных и припортовых железных дорог по применений неустановленных сборов и тарифов при перевозках экспортно-импортных грузов, руководители железнодорожных администраций считают необходимым обеспечить строгое выполнение всеми участниками перевозочного процесса решений пятого заседания Совета по железнодорожное транспорту о сохранении действующего порядка осуществления международных перевозок грузов Изменения согласованных нормативно-правовых документов производятся решениями Совета.

По пункту 8 повестки дня

Утвердить Порядок рассмотрения спорных расчетных дел между железными дорогами государств - участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики по несохранным перевозкам грузов и Регламент, претензионного совещания по рассмотрению спорных расчетных дел по несохранным перевозкам грузов (приложение № 8).

По пункту 9 повестки дня

1. Одобрить проект Решения Совета глав правительств государств - участников Содружества "О мерах обеспечения безопасности пассажиров и поездных бригад на железных дорогах государств - участников Содружества (приложение № 9).

2. Просить Председателя Совета по железнодорожному транспорту направить проект Решения главам правительств СНГ и в Рабочую группу Совета глав правительств СНГ с просьбой включить этот вопрос в повестку дня очередного заседания глав правительств для рассмотрения и принятия совместного решения.

По пункту 10 повестки дня

Ряд делегаций высказали предложения о нецелесообразности направления письма главам правительств по данному вопросу в течение 1 квартала с.г. железнодорожным администрациям совместно с ЦФ МПС России произвести выверку сумм числящейся за ними задолженности иностранным железным дорогам, связанной с международными перевозками пассажиров за период 1990-1991 годов.

МПС России предлагает вернуться и рассмотрению этого вопроса на очередном заселении Совета.

По пункту 11 повестки дня

1. Утвердить Инструкцию о порядке распределения валютной выручки от международных пассажирских и грузовых перевозок между железными дорогами в первом полугодии 1993 г. (приложение № 10).

2. Железнодорожные администрации обязуются обеспечить строгое соблюдение действующих международных соглашений, договоров и расчетных Правил к ним, а также согласованных между железнодорожными администрациями СНГ нормативных документов. Самостоятельные расчеты за международные и внутренние перевозки должны осуществляться после внесения соответствующих изменений и дополнений к Правилам о расчетах и другим нормативным документам, которые могут применяться только с согласованного объявленного срока.

3. Железнодорожные администрации направят друг другу для последующего рассмотрения на Совете по железнодорожному транспорту калькуляции дополнительных валютных расходов по передаче-приему одного вагона к одного контейнера.

После принятия решения Советом по железнодорожному транспорту об определении оптимальных размеров указанных расходов Центром "Желдоррасчет" будет осуществлен перерасчет валютной выручки, полученной железнодорожными администрациями в первом полугодии 1993 года.

По пункту 12 повестки дня

1. Железнодорожные администрации для нормализации взаимоотношений в расчетах обязуются:

а) для стабилизации положения - своевременно предъявлять в банки платежные требования на взыскание с грузоотправителей и грузополучателей всех причитающихся платежей, сборов и штрафов;

б) проводить зачет взаимной задолженности железных дорог стран СНГ через Финансовое управление МПС России;

2. Согласиться с текстом Обращения к Главам правительств государств - участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия о стабилизации финансового положения железнодорожного транспорта (приложение № 11).

По пункту 13 повестки дня

1. С учетом обмена мнениями Дирекции Совета с участием железнодорожных администраций доработать, предложения о введении экономической ответственности за провоз поездными бригадами безбилетных пассажиров и непередачу сведений о наличии свободных и освобождающихся мест в пассажирских поездах для рассмотрения на следующем заседании Совета.

2. До этого периода железнодорожные администрации могут применять такую ответственность на основе дву- или многосторонних соглашений.

По пункту 14 повестки дня

Принять проект Соглашения о награждении знаком "Почетному железнодорожнику" и льготах. Предоставляемых работникам железнодорожного транспорта государств - участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской республики, награжденных этим знаком (приложение № 12).

По пункту 15 повестки дня

В соответствии с п. 3 Решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 13 ноября 1992 г. внести в п.10 Положения о Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества изменение, изложив этот пункт в следующей редакции:

Утверждение структуры штатного расписания, сметы расходов и порядка финансирования Дирекции Совета.

По пункту 16 повестки дня

1. Отметить проведенную Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту работу по реализации решений Совета, координации пропуска вагонопотоков в межгосударственном сообщении, подготовке предложений по разделению парков грузовых вагонов и контейнеров и проектов нормативных документов по их совместному использованию.

2. Утвердить смету расходов на содержание Дирекции Совета по железнодорожному транспорту на 1993 г. (приложение № 13).

3. Разрешить Председателю Дирекции Совета при необходимости вносить изменения в штатное расписание Дирекции в пределах установленной численности и Фонда оплаты труда.

4. Рассмотреть на заседании Совета вопрос о возможных изменениях Положения о Дирекции Совета в новых условиях работы.

5. В соответствии с Положением о Совете по железнодорожному транпорту государств-участников Содружества Совет, рассмотрев предложение Государственных предприятий "Латвийская железная дорога", "Литовская железная дорога", "Эстонская железная дорога" об участии в работе Совета, включая финансирование расходов на содержание Дирекции Совета, принял решение об участии указанных железнодорожных администраций в работе Совета на основе отдельного договора.

Поручить Дирекции Совета заключить с Государственными предприятиями "Латвийская железная дорога", "Литовская железная дорога", "Эстонская железная дорога" соответствующие договора, определяющее их права и обязанности.

По пункту 17 повестки дня

Вопрос о Председателе Совета по железнодорожному транспорту на 1993 год рассмотреть на следующем заседании Совета.

По пункту 18.1 повестки дня

Согласиться с проектом письма" железнодорожных администрация глазам правительств об установлении согласованных на межправительственном уровне курсов национальных валют и приеме этих валют банками государств (приложение № 14).

По пункту 18.2 повестки дня

Признать нецелесообразным в настоящее время образование Третейского суда на железнодорожном транспорте, поскольку споры между железными дорогами и предприятиями железнодорожного транспорта могут разрешаться в порядке, установленном межправительственным Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанным правительствами 8 государств в г. Киеве 20 марта 1992 г.

По пункту 18.3 повестки дня

Согласиться с учетом сказанных на заседании замечаний с проектом Правил процедуры проведения Тарифных конференций.

Рассмотреть проект Правил на заседании Тарифной конференции в феврале 1993 г.

По пункту 19 повестки дня

Провести восьмое заседание Совета по железнодорожному транспорту в г. Ташкенте во второй половине мая 1993 г.

Настоящий Протокол подписан 6 февраля 1993 г. в городе Алма-Ате.