Протокол восьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств участников Содружества
Восьмое заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества состоялось 3-4 июня 1993 г. в г. Ташкенте.
В заседании приняли участие:
Члены Совета, руководители железнодорожных администраций: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, руководитель Грузинской железной дороги, являющийся ассоциированным членом Совета.
Председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту В.Н. Бутко.
На заседании в соответствии с Положением о Совете присутствовали и принимали участие в обсуждении вопросов руководители железных дорог Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики.
В заседании Совета участвовали руководители Алма-Атинской. Западно-Казахстанской и Целинной железных дорог Казахстана, Львовской и Одесской железных дорог Украины, начальники отделений Среднеазиатской железной дороги.
Список участников заседания прилагается (приложение № 1).
Участников заседания приветствовал Премьер-министр Республики Узбекистан А.М.Муталов. Текст выступления прилагается (приложение № 2).
Председательствовал на заседании - Председатель Совета, Министр путей сообщения Российской Федерации Г.М.Фадеев.
Заседание утвердило следующую повестку дня:
1. О Правилах взаиморасчетов и экономической ответственности за пользование грузовыми вагонами.
2. О Правилах взаиморасчетов за пользование универсальными контейнерами.
3. О порядке использования арендованных вагонов в межгосударственном сообщении.
4. Об изменениях сроков выполнения предусмотренных планами разработок и внедрения АСУ, разработки и пересмотра нормативных документов по совместному использованию подвижного состава, конкретизации отдельных положений нормативных документов и порядке финансирования работ.
5. О графике движения пассажирских поездов, плане формирования грузовых поездов и порядке направления вагонопотоков на 1993-1994 годы.
6. О порядке оформления перевозочных документов, взимания провозной платы при перевозках экспортно-импортных грузов в прямом международном сообщении через пограничные и припортовые станции железных дорог, входящих в систему централизованных расчетов, и при перевозках грузов в прямом межгосударственном смешанном железнодорожно-водном сообщении между станциями железных дорог Республики Беларусь, Республики Молдова, Украины и станциями других государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия.
7. О погашении задолженности иностранным железным дорогам, связанной с международными перевозками пассажиров за период 1990-1991 годов.
8. О введении экономической ответственности между железнодорожными администрациями (железными дорогами) за провоз поездными бригадами безбилетных пассажиров и непередачу в продажу свободных и освобождающихся мест в пассажирских поездах.
9. О статусе ассоциированного члена Совета по железнодорожному транспорту.
10. О повестке дня, дата и месте проведения девятого заседания Совета.
11. Разное.
11.1. О заключении Соглашения о межгосударственном пассажирском сообщении.
11.2. О подготовке Соглашения о порядке передачи грузов через пограничные железнодорожные переходы между государствами, бывшими союзными республиками СССР - членами ОСЖД.
11.3. О повышении тарифов на пассажирские и грузовые перевозки в межгосударственном сообщении.
11.4. Об организации работы рефрижераторного подвижного состава.
11.5. О продлении срока действия Инструкции о порядке распределения валютной выручки от международных пассажирских и грузовых перевозок между железными дорогами на второе полугодие 1993 года.
11.6. О предоставлении МПС РФ полномочий на веление дел по действующим международным соглашениям о перевозках грузов железнодорожным транспортом, участником которых являлся СССР или МПС СССР.
11.7. О финансовом положении Дирекции Совета по железнодорожному транспорту.
11.8. О Соглашении о выработке на отраслевом уровне единых принципов решения отдельных вопросов об условиях и охране труда железнодорожников.
11.9. О Правилах технической эксплуатации железных дорог.
12. О Председателе Совета по железнодорожному транспорту на 1993 год.
Рассмотрев подготовленные документы и материалы. Совет принял следующие решения:
По пункту 1 повестки дня
1. Утвердить Правила взаиморасчетов за пользование грузовыми вагонами в межгосударственном сообщении (приложение № 3) и ввести их в действие с экономической ответственностью за пользование вагонами с 1 сентября 1993 г.
2. Принять к сведению, что руководителями железнодорожных администраций будут приняты исчерпывающие меры к ведению достоверного учета и передачи в установленные сроки данных обмана по межгосударственным пунктам перехода вагонов.
3. Дирекции Совета совместно с железнодорожными администрациями подготовить предложения о порядке планирования экспортных грузов в межгосударственном сообщении с установлением ответственности при его нарушении и представить их на очередное заседание Совета.
4. Для определения порядка финансовых расчетов между отдельными железнодорожными администрациями организовать в г. Москве совещание финансовых работников железных дорог государств - участников Соглашения.
По пункту 2 повестки дня
1. Утвердить Правила взаиморасчетов за пользование универсальными контейнерами в межгосударственном сообщении, представленные рабочей группой железнодорожных администраций государств и Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту (приложение № 4).
2. Дирекции Совета совместно с железнодорожными администрациями осуществить отработку системы взаиморасчетов в III квартале 1993г. и доложить ее результаты Совету по железнодорожному транспорту, с тем чтобы начать взаиморасчеты IV квартале 1993г.
3. Согласиться с предложениями железнодорожных администраций Украины и Латвийской Республики о необходимости изменения порядка учета и взаиморасчетов за пользование контейнерами, передаваемыми речным и морским портам.
Просить ВНИИЖТ и ПКТБ АСУЖТ с участием заинтересованных железнодорожных администраций подготовить необходимые изменения порядка учета и взаиморасчетов и представить их Совету по железнодорожному транспорту на согласование в IV квартале 1993 г.
4. Для корректировки квоты государств - участников Соглашения за начало отсчета исходить из общего наличия парка контейнеров по состоянию на 01.01.92 по данным отчета КЭО-4.
5. Дирекции Совета по железнодорожному транспорту совместно с железнодорожными администрациями и ВНИИЖТом провести подготовительную работу по проведению переписи контейнеров, находящихся в распоряжении государств - участников Соглашения с последующим рассмотрением на заседании Совета.
По пункту 3 повестки дня
1. Передача грузовых вагонов в аренду может производиться только для перевозок в пределах государства с учетом действующих нормативных документов.
В исключительных случаях, когда технологически связанные предприятия находятся в приграничной зоне, а также для перевозки специфических грузов передача в аренду допускается по двустороннему соглашению смежных администраций с участием клиентов с определением порядка их эксплуатации.
2. Пересмотреть все договоры на аренду и с 01.01.94 г. привести в соответствие парк арендованных вагонов, исходя из условия, определенных настоящим решением.По пункту 4 повестки дня
1. Утвердить представленные рабочей группой откорректированные: "План разработок и внедрения АСУ, имеющих межгосударственное назначение" на сумму 255 млн. рублей (приложение № 5) и "План разработки и пересмотра нормативных документов, необходимых для обеспечения совместного использования вагонов" (приложение № 6) на сумму 30,9 млн.рублей, всего на сумму 285,9 млн.рублей.
Указанные работы, как связанные с совместным использованием вагонного парка, финансируются в соответствии с п. 5 Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении (г. Минск. 19.10.92 г.).
Согласовать разработки: "Технологии управления перевозкам в межгосударственном сообщении и регулирования вагонного парка в условиях совместного его использования" и "Корректировка инструктивных указаний по разработке плана формирования, порядка направления вагонопотоков", всего на сумму 12 млн.рублей.
Финансирование указанных разработок осуществить пропорционально долям, установленным на содержание Дирекции Совета.
Дирекции Совета до 15.06.93 г. сообщить железнодорожным администрациям размеры взносов на НИОКР в 1993 г.
Железнодорожным администрациям в целях недопущения срыва работ по НИОКР обеспечить перевод средств на эти цели до 01.07.93 г.
Разрешить Дирекции Совета с согласия железнодорожных администраций производить корректировку договорных цен на научно-техническую продукцию с целью индексации заработной платы работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций железнодорожного транспорта на основе Отраслевого тарифного соглашения между Правительством Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и Независимым профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей на 1993 год.
Железнодорожными администрациями осуществляется соответствующее дополнительное финансирование на эти цели.
2. Согласиться с предложениями Дирекции Совета о переносе сроков разработки и реализации следующих тем:
Подготовка пакета нормативных документов для образования межгосударственного (региональных) объединения по перевозкам скоропортящихся грузов и Соглашения по использованию изотермического подвижного состава - на IV квартал 1993г. и соответственно сохранить действующий порядок организация работы рефрижераторных вагонных депо до конца 1993 г.
Разработка пакета документов для образования межгосударственного производственного объединения по использованию транспортеров и обеспечению перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов в межгосударственном сообщении - на IV квартал 1993 года, соответственно сохранив действующую систему организации их работы до конца 1993 года.
Разработка и внедрение автоматизированной системы пономерного учета передачи вагонов по межгосударственным стыковым пунктам - на II квартал 1994 года, соответственно пролонгировав осуществление взаиморасчетов за пользование грузовыми вагонами балансовым методом по общему наличию на первое полугодие 1994 года.
3. Поручить Дирекции Совета организовать рассмотрение на совещании экспертов предложения Министерства путей сообщения Российской Федерации об изменении редакции пункта 5 раздела 4 "Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении" и подготовить решение по данному вопросу для рассмотрения на очередном заседании Совета по железнодорожному транспорту.
4. Согласовать порядок:
Пересылки грузовых вагонов в плановые виды ремонта и ответственность за нарушение сроков их отправки в ремонт, объявленный телеграммой Председателя Совета по железнодорожному транспорту Г.М.Фадеева от 24 мая 1993г. № ДЦ-434.
Действий при выявлении повреждений кузовов груженых вагонов. Передача в межгосударственном сообщении груженых вагонов, имеющих технические неисправности, перечисленные в приложении № 16 приказа МПС от 16.02.91 г. № 7Ц не допускается. При выявлении повреждений вагона после выгрузки ремонт его производится силами и средствами дороги, производившей выгрузку.
По пункту 5 повестки дня
1. Разработанные новый график движения, план формирования поездов и порядок направления вагонопотоков на 1993-1994 годы, введенные в действие по согласованию с руководителями железнодорожных администраций, утвердить.
2. Принять необходимые меры по пропуску пассажирских поездов по межгосударственным пунктам строго по расписанию.
Не допускать несогласованных изменений в плане формирования поездов в межгосударственном сообщении и отмену пассажирских поездов.
3. Сформировать до 01.09.93 г. из представителей железнодорожных администраций рабочую группу по разработке графика движения и плана формирования поездов.
4. Для обеспечения своевременной разработки графика движения пассажирских поездов организовать проведение ежегодных, не позднее сентября, конференций по расписанию движения пассажирских поездов.
5. План формирования грузовых поездов Армянском железной дороги откорректировать при возобновлении движения по всем участкам.
По пункту 6 повестки дня
1. Утвердить Дополнения и изменения во Временную Инструкцию о порядке оформления перевозочных документов и взыскания платежей при перевозках грузов в сообщениях между станциями железных дорог государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, а также в международных сообщениях с участием железных дорог Республики Беларусь, республики Молдова и Украины (приложение № 7).
2. Железнодорожным администрациям в возможно короткий срок внести утвержденные дополнения и изменения в указанную Временную Инструкцию, направить согласованные документы на подведомственные железные дороги и обеспечить проведение необходимой работы по их изучению причастными работниками, грузоотправителями, грузополучателями и экспедиторскими организациями.
3. В связи с предложением Белорусской железной дороги временно остаться в системе централизованных расчетов за перевозки грузов, а также в связи с отсутствием межгосударственных соглашений и учитывая необходимость определенного периода времени для изучения с причастными работниками железных дорог, грузоотправителями, грузополучателями и экспедиторскими организациями принятых дополнений и изменений во Временную инструкцию, установить срок вступления в силу Соглашения между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия о введении нового порядка оформления перевозочные документов и расчетов за перевозки грузов в межгосударственном и международном сообщениях с участием железных дорог Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины с 01 января 1994 г. вместо 01 июля 1993 г.
4. Железнодорожным администрациям Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики провести до 01 августа 1993 г. необходимые переговоры по согласованию порядка оформления перевозочных документов, взыскания платежей и расчетов за перевозки грузов в сообщениях с железными дорогами государств Балтии транзитом по железным дорогам Республики Беларусь, Республики Молдова и Украины. Железнодорожным администрациям Российской Федерации, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики до 1 сентября 1993 г. внести необходимые изменения в заключенные договора между Министерством путей сообщения Российской Федерации с соответствующими транспортными министерствами Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении.
Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины высказала особое мнение - переход на новый порядок оформления перевозочных документов, взыскания провозных платежей, расчетов за перевозки грузов осуществить с 1 июля 1993 г. и просит все железнодорожные администрации поддержать это мнение.
По пункту 7 повестки дня
1. Отметить, что железнодорожные администрации Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова не выполнили решения седьмого Заседания Совета по железнодорожному транспорту (п.10 протокола заседания) о выверке в центре "Желдоррасчет" МПС Российской Федерации числящейся задолженности по пассажирским перевозкам за 1990 - 1991 гг. по иностранным железным дорогам.
2. Поручить Финансовому управлению МПС Российской Федерации совместно с финансовыми органами других железнодорожных администраций разработать конкретные предложения по реальному погашению задолженности иностранным дорогам за пассажирские перевозки и согласовать их с руководителями железнодорожных администраций в рабочем порядке для реализации.
По пункту 8 повестки дня
В связи с разногласиями железнодорожных администраций по вопросу установления экономической ответственности за безбилетный провоз пассажиров в поездах и скрытие от продажи свободных и освобождающихся мест вопрос с обсуждения снять.
По пункту 9 повестки дня
Утвердить Положение об ассоциированном члене Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (приложение № 8).
По пункту 10 повестки дня
Принять следующую повестку дня девятого заседания Совета по железнодорожному транспорту:
1. О выполнении порядка регулирования вагонного и контейнерного парков в условиях взаиморасчетов за пользование подвижным составом.
2. О перераспределении между государствами грузовых вагонов, не имеющих собственника.
3. О Соглашении о порядке передачи грузов через пограничные железнодорожные переходы между государствами, бывшими союзными республиками СССР - членами ОСЖД.
4. О Соглашении по ведению и использованию автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов.
5. О порядке планирования экспортных грузов в межгосударственном сообщений с установлением ответственности при его нарушении.
6. Об изменении порядка управления работой рефрижераторного подвижного состава.
7. О разработке графика движения и плана формирования поездов на 1994-1995 годы.
8. О Соглашении о межгосударственном пассажирском сообщении.
9. О стабилизации технического состояния, повышении надежности и долговечности парка грузовых вагонов.
10. Об изменении редакции пункта 5 раздела 4 "Соглашения о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении в части порядка разработки и финансирования НИОКР и других работ, вытекающих из совместного пользования парком грузовых вагонов.
11. Об утверждении и введении единых Правил учета и передачи сведений о свободных и освобождающихся местах в пассажирских поездах межгосударственного сообщения.
12. Об установлении порядка материальной ответственности железных дорог государств-участников железных дорог Содружества, Азербайджанской Республики. Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики за необеспечение безопасного проследования пассажирских поездов межгосударственного сообщения на всем пути следования.
13. Об утверждении Инструкции по компенсации расходов за пользование иновагонами.
14. О производстве расчетов и рассмотрении претензий за просрочку в доставке грузов.
Провести девятое заседание Совета по железнодорожному транспорту в г. Бишкеке 23 - 24 сентября 1993 г.
По пункту 11.1. повестки дня
1. Признать необходимым заключение Соглашения о межгосударственном пассажирском сообщении.
Просить железнодорожную администрацию Украины, Республики Беларусь и МПС Российской Федерации с учетом разработанного проекта Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа по железным дорогам в межгосударственном сообщении подготовить до 01.03.93г. проект указанного Соглашения.
2. Дирекции Совета организовать в первой половине августа совещание экспертов железнодорожных администраций для рассмотрения проекта Соглашения о межгосударственном пассажирском сообщении и подготовить предложения на девятое заседание Совета.
По пункту 11.2 повестки дня
Просить железнодорожную администрацию Украины, Республики Беларусь и МПС Российской Федерации до 15.07.93г. подготовить проект Соглашения о порядке передачи грузов через железнодорожные пограничные переходы между государствами, бывшими союзными республиками СССР - членами ОСЖД с учетом отклонений от положений Служебной инструкции к СМГС, возникших из-за временного отсутствия на пограничных станциях технических устройств, необходимых для выполнения всех технологических и коммерческих операций.
Дирекции Совета организовать рассмотрение и согласование подготовленного проекта Соглашения на совещании экспертов заинтересованных железнодорожных администраций и результаты доложить на девятом заседании Совета по железнодорожному транспорту.
По пункту 11.3. повестки дня
1. В связи с повышением тарифа на пассажирские перевозки в межгосударственном сообщении в апреле с.г. в два раза признано целесообразным проанализировать тарифную политику по пассажирским перевозкам, для чего каждая железнодорожная администрация до 20 июня с. г. направляет в ЦЛ и ЦФ Министерства путей сообщения Российской Федерации необходимые данные. МПС РФ после анализа извещает железнодорожные администрации о результатах анализа и предложения по вопросу повышения тарифов.
2. В связи с тем, что последнее повышение тарифа на грузовые перевозки в межгосударственном сообщении осуществлено в середине апреля с.г., считать целесообразным временно воздержаться от их увеличения. Вопрос о повышении тарифов решить при увеличении цен на энергоносители и уменьшении рентабельности перевозок.
По пункту 11.4 повестки дня
1. На переходной период руководство работой рефрижераторного подвижного состава поручить МПС Российской Федерации с включением в соответствующие главки МПС дополнительного штата работников.
Финансирование работников производить за счет железнодорожных администраций пропорционально долям расходов на содержание Дирекции Совета.
2. Поручить Дирекции совместно с железнодорожными администрациями подготовить предложения по установления порядка финансирования рефрижераторных депо, в том числе снабжение рефрижераторных секций топливом и рассмотреть их на очередном заседании Совета.
По пункту 11.5 повестки дня
1. Продлить срок действия Инструкции о порядке распределения валютной выручки от международных пассажирских и грузовых перевозок между железными дорогами на второе полугодие 1993 г.
2. Дирекции Совета организовать совещание экспертов для Обсуждения предложений железнодорожных администраций по Инструкции, которые должны быть направлены в Дирекцию до 20 июня с.г., и внести соответствующие согласованные изменения.
По пункту 11.6 повестки дня
До девятого заседания Совета делегировать Министерству путей сообщения Российской Федерации полномочия на ведение дел по действующим международным соглашениям о перевозках грузов железнодорожным транспортом, участником которых являлись СССР или МПС СССР (приложение № 9).
По пункту 11.7 повестки дня
Железнодорожным администрациям организовать до 1 июля с.г. восполнение задолженности по уплате взносов на содержание Дирекции Совета, при необходимости направить на эти цели валютную выручку от перевозок. В дальнейшем обеспечить своевременное перечисление средств в соответствии с утверждаемой сметой и происходящими изменениями в связи с инфляцией.
По пункту 11.8 повестки дня
Принять Соглашение о выработке на отраслевом уровне единых принципов решения отдельных вопросов об условиях и охране труда железнодорожников (приложение № 10).
По Пункту 11.9 повестки дня
По согласованию с железнодорожной администрацией Республики Беларусь вопрос снят с обсуждения.
По пункту 12 повестки дня
1. Принять к сведению информацию Председателя Совета по железнодорожному транспорту Г.М.Фадеева о работе Совета за период март 1992 г. - май 1993 г.
Отметить важность рассмотренных и решенных Советом вопросов по координации работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработке основных принципов совместной деятельности.
2. Признать целесообразным, чтобы Председателем Совета по железнодорожному транспорту являлся Министр путей сообщения Российской Федерации без ограничения срока.
Ввести должность сопредседателя Совета по железнодорожному транспорту, избираемого ежегодно из состава членов Совета поочередно от железнодорожных администраций по алфавиту.
Внести соответствующие изменения в Положение о Совете по железнодорожному транспорту.
3. Избрать Председателем Совета по железнодорожному транспорту Министра путей сообщения Российской Федерации Г.М.Фадеева.
4. Избрать сопредседателем Совета по железнодорожному транспорту на 1993 год начальника Армянской железной дороги.
Настоящий Протокол подписан 4 июня 1993 г. в городе Ташкенте.