Протокол заседания экспертной группы Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики
13-14 октября 2009 г.
г. Москва
В заседании экспертной группы приняли участие члены экспертной группы от ОАО "РЖД", Укрзализныци, АО "Эстонская железная дорога", ИВЦ ЖА, ОАО «ВНИИЖТ» и представители ГП "Украинский научно-исследовательский институт вагоностроения", ОАО «Днепровагонмаш» (Украина), НПЦ «Вагон-Тормоз» (Россия), ТОО «Камкор Менеджмент» (Казахстан), ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания", ТОО «Аджар и К» (Казахстан), ПКБ ЦВ ОАО «РЖД», ЦДРВ ОАО "РЖД", ООО "Инженерный центр вагоностроения" (Россия), Дирекции Совета.
Список участников заседания прилагается. Приложение № 1.
Председательствовал на заседании – Зеленков В.И. – Заместитель Председателя Дирекции Совета - Руководитель Департамента подвижного состава и безопасности движения.
Повестка дня:
1. О технических условиях на строительство новых грузовых вагонов.
Информация ЦСЖТ.
2. Рассмотрение технических условий по модернизации грузовых вагонов с включением в справочник "Классификатор модернизации грузовых вагонов".
Информация ЦСЖТ.
3. Рассмотрение изменений и дополнений в "Справочник моделей грузовых вагонов".
Информация ЦСЖТ.
4. О рассмотрении "Положения об аттестации контрольных пунктов автотормозов и автоматных отделений" и "Типового порядка присвоения АКП или АО условных номеров для клеймения деталей тормозного оборудования подвижного состава для эксплуатации в международном сообщении государств-участников содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики", откорректированных по замечаниям железнодорожных администраций.
Информация ЦСЖТ.
5. О возможности разработки справочника условных номеров АКП.
Информация ИВ ЦЖА.
6. О разработке «Положения о контрольных пунктах автосцепки (КПА)» и исключении требований к КПА из Типового технологического процесса ремонта автосцепного устройства. ТК-244.
Информация ЦСЖТ.
7. О разработке «Справочника контрольных пунктах автосцепки» с его регулярной актуализацией.
Информация ЦСЖТ.
8. О продлении свидетельства на право диагностирования грузовых и рефрижераторных вагонов с целью продления срока службы.
Информация ЦСЖТ
9. О предоставлении предприятиям права проведения КРП.
Информация ЦСЖТ.
10. О рассмотрении предложения железнодорожной администрации Латвийской Республики о необходимости разработки ремонтной документации на плановые виды ремонта или внесении изменений в существующие руководства на плановые виды ремонта в части ремонта грузовых вагонов, их узлов и деталей новой конструкции.
Информация ЦСЖТ.
11. О поглощающих аппаратах класса Т0 и класса Т1.
Информация ОАО "РЖД".
12. О сокращении максимального срока службы литых деталей тележек грузовых вагонов с 37 до 35 лет.
Информация ЦДРВ ОАО "РЖД".
13. О новых шаблонах для проверки деталей автосцепного устройства.
Информация Укрзализныци
14. Разное.
14.1. О возможности курсирования грузовых вагонов с «Граффити» надписями.
Информация ЦСЖТ.
14.2. О согласовании ТУ на тележку двухосную модели 18-9845 и внесении изменений в Классификатор "Условные обозначения моделей тележек грузовых вагонов".
Информация ТОО «Камкор Менеджмент»
14.3. О рассмотрении доработанного ПКБ ЦВ ОАО "РЖД" по замечаниям железнодорожных администраций проекта "Альбома справочника грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм", (разработанного по плану НИОКР).
Информация ПКБ ЦВ ОАО "РЖД".
14.4. Информация железнодорожной администрации Республики Казахстан об освоении ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" производства колесных пар.
Информация ТОО «Камкор Менеджмент».
Рассмотрев вопросы повестки дня, совещание приняло следующие решения:
По пункту 1 повестки дня:
1.1. Рекомендовать Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства согласовать ТУ на изготовление грузовых вагонов:
1.1.1. ТУ 3182-039-71390252-2009 "Полувагон универсальный с разгрузочными люками. Модель 12-9846", разработчик ООО "Инженерный центр вагоностроения", изготовитель ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" (собственником технической документации является ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" с правом внесения изменений в ТУ согласно представленным документам);
1.2. ТУ 3183-002-79971149-2009 "Вагон-самосвал (думпкар)", разработчик ООО "ОКБ "Транспортер", изготовитель ООО "Орский вагонный завод" не согласовываются в связи с тем, что превышена максимально допустимая расчетная нагрузка на ось. Рассмотреть после корректировки технических условий по замечаниям экспертной группы данным в рабочем порядке.
По пункту 2 повестки дня:
2.1. Рекомендовать Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства внести изменения в классификатор «Модернизация грузовых вагонов»:
2.1.1. ТУ 3182-045-4429774-2009 "Технические условия на увеличение грузоподъемности платформ модели 13-401 изготовленных в период с 01.01.1964 по 31.12.1977. Модель 13-401-47", разработчик ОАО "Научно-внедренческий центр "Вагоны", изготовитель базового вагона ОАО «Днепровагонмаш». Изменение модели производить после проведения обследования вагона на предмет увеличения грузоподъемности и модернизации по данным ТУ.
По пункту 3 повестки дня:
3.1. Рекомендовать Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства поручить ИВЦ ЖА внести в справочник "Модели грузовых вагонов" следующие дополнения и изменения:
3.1.1. 12-1704-04 полувагон, изменение с 2009 г. грузоподъемности на 70 т., была 69 т, тары max на 24,0 т, была 24,6 т (извещение № 440/6-6936 об изменении № 7 технических условий ТУ У 32.5-32258888-539-2003, разработчик ООО "ГСКБВ", изготовитель ОАО "Армавирский завод тяжелого машиностроения");
3.1.5. 13-401-47 платформа с увеличенной грузоподъемностью для перевозки колесных и гусеничных машин, штучных лесных и тарных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков (ТУ 3182-045-4429774-2009 "Технические условия на увеличение грузоподъемности платформ модели 13-401 изготовленных в период с 01.01.1964 по 31.12.1977. Модели 13-401-47", разработчик ОАО "Научно-внедренческий центр "Вагоны"), изменение модели производить после проведения обследования вагона на предмет увеличения грузоподъемности и модернизации по данным ТУ.
3.2. Рекомендовать Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства поручить ИВЦ ЖА внести в справочник "Модели грузовых вагонов" модель 12-9846 полувагон универсальный с разгрузочными люками (ТУ 3182-039-71390252-2009, разработчик ООО "Инженерный центр вагоностроения", изготовитель и калькодержатель ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания") после получения сертификата соответствия и присвоения ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" условного номера клеймения железнодорожного подвижного состава, его ответственных узлов и деталей.
3.3. Рассмотреть вопрос внесения изменений в справочник «Модели грузовых вагонов» модели 12-4106-01 полувагон на модернизированных по проекту С 03.04 тележках мод. 18-100 (ТУ У 45-057-003-2001, разработчик и изготовитель ОАО "Днепровагонмаш") после доработки технических условий по замечаниям экспертной группы и предоставлением сертификата соответствия на тележку.
3.4. Рассмотрев заявку Белорусской ж.д. о внесении в справочник «Модели грузовых вагонов» моделей 11-715-02 и 19-758-02 и письмо завода-изготовителя ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» о возможности «переспециализации» вагонов для цемента моделей 11-715 и 19-758 под минеральные удобрения экспертная группа установила:
- поскольку завод-изготовитель выделил модификацию для указанной модернизации необходима разработка проекта модернизации в соответствии с действующими документами на постановку продукции на производство;
- если завод-изготовитель считает, что достаточно расширить номенклатуру перевозимых грузов в вагонах-цементовозах без проведения модернизации, необходимо подготовить и согласовать установленным порядком извещения об изменении существующих технических условий и руководств по эксплуатации на данные модели вагонов.
3.5. Рассмотрев заявку Белорусской ж.д. о внесении в справочник «Модели грузовых вагонов» изменений в части использования вагон-цистерна для перевозки соляной кислоты модели 15-1230 для перевозки едкого натра экспертная группа не согласовывает ее в данном виде. Для дальнейшего рассмотрения необходимо заводу-изготовителю подготовить и согласовать установленным порядком извещения об изменении существующих технических условий и руководств по эксплуатации на данные модели вагонов с расширением номенклатуры перевозимых грузов.
3.6. Рассмотрев письмо ИВЦ ЖА о внесения изменений в справочник «Модели грузовых вагонов» в части изменения учетной специализации платформы модели 13-4085 на универсальную, считать целесообразным обратиться в Рабочую группу Совета по вопросам методологии оперативного и статистического учета на железнодорожном транспорте с просьбой дать разъяснения о классификации вагонов-платформ (платформа имеет пол, откидные фитинговые упоры, съемные лесные стойки, откидные борта) для дальнейшего рассмотрения на заседании экспертной группы.
Просить ИВЦ ЖА подготовить информацию по наличию моделей аналогичных платформ.
По пункту 4 повестки дня:
4.1. Просить разработчика откорректировать проект «Положения об аттестации контрольных пунктов автотормозов и автоматных отделений» по замечаниям железнодорожных администраций и экспертной группы и представить его на очередное заседание экспертной группы для дальнейшего рассмотрения.
4.2. Просить Дирекцию Совета обратиться в Комиссию по пассажирскому хозяйству с просьбой рассмотреть проект «Положения об аттестации контрольных пунктов автотормозов и автоматных отделений» и дать предложения по заполнению раздела «Позиция испытания воздухораспределителей и тормозных приборов пассажирских вагонов» Приложения № 3 к «Положению…».
По пункту 5 повестки дня:
Просить Дирекцию Совета проработать вопрос возможности ведения «Реестра условных номеров АКП и АО» на сайте Дирекции Совета.
По пункту 6 повестки дня:
Рассмотрев предложение железнодорожной администрации Республики Казахстан, экспертная группа считает нецелесообразным исключать требования к контрольным пунктам КПА из "Типового технологического процесса ремонта автосцепного устройства" ТК-244, одновременно, в связи с планируемым пересмотром «Инструкции по ремонту автосцепного оборудования», считать целесообразным пересмотреть также и "Типовой технологический процесс ремонта автосцепного устройства" ТК-244 .
По пункту 7 повестки дня:
Рассмотрев предложение железнодорожной администрации Республики Казахстан, рекомендовать Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства считать нецелесообразным исключение списка КПА из «Типового технологического процесса ремонта автосцепного устройства» ТК-244 и разработку справочника «Контрольных пунктов автосцепки».
По пункту 8 повестки дня:
Рекомендовать Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства подтвердить право ГП "Украинский научно-исследовательский институт вагоностроения" на проведение работ по техническому диагностированию с целью продления срока службы грузовых и рефрижераторных вагонов и выдать новое свидетельство при условии представления договора на аренду средств испытаний по п.п. 8, 9.
По пункту 9 повестки дня:
Рассмотреть вопрос предоставления ПК "Аджар и К" права проведения КРП по ТУ 3182-007-44297774-04 четырехосным крытым вагонам после актуализации технических условий на КРП и проведения ресурсных испытаний.
По пункту 10 повестки дня:
Рекомендовать Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства просить ОАО "РЖД" обязать ПКБ ЦВ вносить изменения в Руководства на плановые виды ремонта в части ремонта грузовых вагонов новой конструкции, новых узлов и деталей грузовых вагонов, технические условия на которые согласовываются на заседании Комиссии.
Просить железнодорожные администрации (разработчиков технических условий) направлять ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» информацию о ремонте грузовых вагонов новой конструкции, новых узлов и деталей грузовых вагонов, после согласования технических условий на них.
По пункту 11 повестки дня:
На основании отчета ВНИИЖТа «Определение энергоемкости отремонтированных в условиях вагоноремонтных предприятий поглощающих аппаратов Ш-2-В» о невозможности обеспечения минимальной необходимой энергоемкости поглощающих аппаратов Ш-2-В в условиях вагоноремонтных предприятий в целях обеспечения безопасности движения и сохранности конструкции вагона и перевозимых грузов рекомендовать Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства решить вопрос о поэтапной замене поглощающих аппаратов класса Т0 типа Ш-2-В на поглощающие аппараты класса соответствующего роду вагона и перевозимого груза при проведении капитального ремонта.
Просить ИВЦ ЖА совместно с ОАО «ВНИИЖТ» проработать вопрос внесения в классификатор «Типы поглощающих аппаратов» данных о классе поглощающего аппарата.
По пункту 12 повестки дня:
Для обсуждения на заседании Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства вопроса о сокращении максимального срока службы (с учетом продления) литых деталей тележек модели 18-100 с 37 до 35 лет просить ОАО «РЖД» до 01.12.2009 г. направить всем железнодорожным администрациям и в Дирекцию Совета технико-экономическое обоснование о целесообразности сокращения срока службы литых деталей до 35 лет.
По пункту 13 повестки дня:
Рекомендовать Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства:
Просить ОАО «РЖД» провести внедрение новых шаблонов литеры А для проверки деталей автосцепного устройства, разработанных ПКБ ЦВ и изготавливаемых ОАО «НПК «Уралвагонзавод», после согласования документации на них и их применения на заседании Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства.
Обратить внимание ОАО «РЖД» о необходимости согласования всех изменений, касающихся конструкции и эксплуатации грузовых вагонов, их узлов и деталей, а также применение новых контрольно-измерительных инструментов, применяемых при изготовлении и ремонте грузовых вагонов, их узлов и деталей и исключения случаев направления телеграмм всем железнодорожным администрациям без согласования с Дирекцией Совета и Председателем Комиссии.
В связи с этим просить ОАО «РЖД» до 25.11.2009 г. дать дополнительные разъяснения по применению требований телеграммы ОАО «РЖД» от 21.09.09 № 15551 в межгосударственном сообщении.
По пункту 14 повестки дня:
14.1. В связи с продолжающимися случаями предъявления на МГСП к передаче грузовых вагонов с непредусмотренными надписями ("Граффити"), устранение которых требует дополнительных материальных затрат, обратить внимание железнодорожных администраций, что не приняты меры по выполнению решений, принятых на заседании Комиссии 09-11 июня 2009 г.
Рекомендовать Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства просить железнодорожные администрации обеспечить выполнение решений, принятых на заседании Комиссии 09-11 июня 2009 г.
14.2. Рекомендовать Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства согласовать ТУ 3183-040-71390252-2009 "Тележки двухосные грузовых вагонов. Модель 18-9845», разработчик ООО "Инженерный Центр Вагоностроения", изготовитель и калькодержатель ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" и поручить ИВЦ ЖА внести изменения в Классификатор "Условные обозначения моделей тележек грузовых вагонов" после получения ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" сертификата соответствия на тележку и присвоения ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" условного номера клеймения железнодорожного подвижного состава, его ответственных узлов и деталей.
14.3. Просить ПКБ ЦВ ОАО "РЖД" откорректировать "Альбом справочник грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм" по замечаниям железнодорожных администраций.
Рекомендовать Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства:
Согласовать "Альбом справочник грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм", откорректированный по замечаниям железнодорожных администраций и использовать его как справочный материал.
Просить ПКБ ЦВ ОАО "РЖД" поддерживать ведение "Альбома справочника грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм" в дальнейшем в актуализированном состоянии и по поступающим замечаниям железнодорожных администраций и решениям Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства по согласованию новых моделей и их модификаций вносить необходимые изменения.
Предложение АО «Эстонская железная дорога» по введению в "Альбома справочника грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм" параметров допускаемого изгибающего момента в раме вагона для длиннобазных платформ не принято, т.к. данный показатель не является параметром, включаемым в справочный материал, а используется при выполнении расчетов в соответствии с «Нормами для расчета и проектирования вагонов» для конкретного вагона. Для решения вопроса размещения негабаритных грузов рекомендуется обращаться на завод-изготовитель конкретной модели вагона.
14.4. Принять к сведению информацию железнодорожной администрации Республики Казахстан об освоении производства колесной пары РУ1Ш-957-Г по ТУ 3183-041-71390252-2009 "Колесная пара РУ1Ш-957-Г для грузовых вагонов, разработчик ООО "Инженерный Центр Вагоностроения", изготовитель и калькодержатель ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания".
Для использования указанных колесных пар под вагонами, курсирующими в межгосударственном сообщении, ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" необходимо получить сертификат соответствия и условный номера клеймения железнодорожного подвижного состава, его ответственных узлов и деталей, о получении сертификата соответствия проинформировать Дирекцию Совета.