16.01.2024

И снова локальные дефициты парка…

В январе 2024 года ОАО «РЖД» были реализованы изменения в работе грузоотправителей с СКПП, суть которых состоит в осуществлении планирования объемов погрузки с обязательной привязкой к номерам ГУ-12.

Данные изменения существенно усложнили работу грузоотправителей, осуществляющих большой объем погрузки в различных направлениях большому количеству грузополучателей. Например, ежесуточная погрузка нефтепродуктов производства ПАО «Славнефть-ЯНОС» составляет 550–600 цистерн по всем грузам и направлениям (внутренний рынок и экспорт) круглогодично.

Информация заносится нами в СКПП через указание следующих параметров: станция назначения, наименование груза, наименование грузополучателя, количество вагонов. Это примерно составляет 150–200 строк информации, с учетом того, что одинаковые параметры объединяются, для сокращения количества заявляемых строк (например, отгрузка одного и того же груза в адрес одного и того же получателя, которая будет предъявлена по разным ГУ-12).

Учитывая то, что у нас 2 владельца ресурса, количество поданных и согласованных заявок формы ГУ-12 ежемесячно в активной работе составляет около 2000. Заявки ГУ-12 на внутренний рынок могут включать в себя несколько станций (отправок). При этом для каждого ресурсодержателя подаются отдельные заявки ГУ-12. Кроме того, на нашей площадке действует 4 плательщика тарифа, а в отдельные периоды, привлекается до 7 операторов подвижного состава, что многократно увеличивает количество ГУ-12 в работе. В результате изменений по формированию СКПП с привязкой к номерам ГУ-12 произошло увеличение количества заполняемых позиций в несколько раз – до 700–1000 строк ежесуточно.

Существует несколько способов занесения информации по СКПП: через АРМ ППД АС «ЭТРАН», методом обмена данных АСУ–АСУ и через личный кабинет грузоотправителя.

Однако с декабря 2023 г. занесение данных в СКПП посредством АСУ–АСУ происходило с перебоями и некорректной закачкой данных. На посылаемые запросы приходили ответы об ошибках. По информации, полученной нами, данные сбои были связаны с переводом ряда программных продуктов ОАО «РЖД» на новую, импортонезависимую базу данных.

В результате мы столкнулись со сложно решаемой задачей суточного планирования, огромной трудоемкостью процессов и программными сбоями. Ситуацию ухудшила крайне низкая скорость обработки информации, что заставило нас заносить данные в СКПП по внутреннему направлению (основной массив) через АСУ–АСУ, а несколько позиций экспорта через ЛК.

К сожалению, наши просьбы отложить изменения, либо предусмотреть иные варианты планирования в СКПП для крупных грузоотправителей с большим объемом ежесуточной отправки грузов по различным направлениям и большим количеством участников перевозочного процесса остались без ответа.

В результате нам пришлось реализовать в срочном порядке дополнительный программный продукт по выкачке и переносу части данных в СКПП, однако об автоматизации процессов речь не идет – по-прежнему два сотрудника на постоянной основе осуществляют работу по наполнению данными СКПП, анализу и контролю исполнения.

Ситуация осложняется тем, что в существующей системе мы не знаем, сколько вагонов из погруженных сможем отправить. По лимитирующим направлениям выставляются ограничения, груз не принимается, даже при согласованных заявках ГУ-12. Например, на отгрузку в порты АО «Усть-Луга Ойл» и АО «ПНТ» Октябрьской железной дорогой вводятся ограничения, и в СКПП просто не согласовывается прием. А это основные наши направления. В результате в зимний период сутками простаивают не принятые составы с мазутом, которые приходится в авральном режиме отправлять на альтернативные направления, что существенно удлиняет маршрут и снижает скорость оборачиваемости вагонов, приводя к их тотальному дефициту на всех площадках погрузки.

Источник: РЖД-Партнер