31.07.2019

90% локомотивов ППЖТ имеет солидный срок эксплуатации

На внутренних путях предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) более 90% парка локомотивов имеет солидный срок эксплуатации и нуждается в обновлении, которое одним днем не осуществить. Эту проблему надо решать комплексно, объединив и синхронизировав усилия предприятий – пользователей услуг, правительства и производителей.

Мы провели экспертизу проектов, которые предлагает правительство и РЖД, и видим, что в предлагаемых решениях есть ряд ключевых вопросов. Все – и в правительстве, и производители – понимают, что если замену давно эксплуатируемого парка локомотива попытаться осуществить одним днем, то для многих предприятий бизнес просто встанет. Мы предлагаем дифференцированный подход – выводить устаревший парк постепенно и планомерно. Правильно подмечено, что нужны координация и гармонизация интересов государства, которое обеспечивает как занятость на работающих предприятиях, так и защиту интересов бизнеса – как производителей локомотивов, так и потребителей, где также работают десятки тысяч рабочих. Перед руководством многих предприятий стоит задача – обновить парк локомотивов.

Первое, что сделали в этом направлении, – экспертиза предлагаемой законодательной базы, выявили риски, которые сейчас есть. Мы понимаем, почему РЖД также заинтересованы в обновлении парка локомотивов: если происходят сходы или поломки локомотивов на подъездных путях из-за морального и физического износа, то это негативно отражается на больших участках железнодорожной сети – нарушается ритмичность подачи вагонов, от этого несут издержки все участники перевозочного процесса. Что происходит в случае поломки: мы обращаемся к производителю, а он предлагает обращаться к ремонтным предприятиям, так как предыдущий ремонт локомотивов проводился не у производителя. Поэтому считаю, что это совершенно правильное предложение машиностроителей: на протяжении всего жизненного цикла локомотива за работоспособность сложного и дорогостоящего средства должны отвечать производители, ведь не исключен риск, что локомотиворемонтное предприятие все равно может внести что-то свое, несогласованное с производителем.

Взять ту же гарантию с намного более дешевым автомобилем: залил не рекомендованное производителем масло в двигатель или даже просто не прошел вовремя регламентное ТО – тебя снимают с гарантии. Процесс поддержки от производителя нам кажется наиболее перспективным. Почему? Мы понимаем, что локомотив может отработать и 30, и 40, и даже 50 лет, – кому, как не производителю, лучше всего услышать те проблемы, с которыми сталкивается клиент? Когда у нас ремонтом занимается уважаемое, но тем не менее отделенное от производителя предприятие, нет плотного сотрудничества в информировании о тех потребностях, которые есть у потребителя – эксплуатанта. Это создает разрыв в информировании между грузоотправителями, ремонтным сервисом и производителями, что может в крайнем случае угрожать даже безопасности на железных дорогах. Поэтому желательно, чтобы на ближайшие 30–50 лет у компаний, эксплуатирующих промышленные локомотивы, было понимание, кто будет поддерживать работоспособность дорогостоящего агрегата, от коэффициента технической готовности которого зачастую зависит огромный металлургический комплекс. И речь тут не об одном предприятии, а обо всех отраслях в целом.

Источник: РЖД-Партнер