АО «ВРК-3» снова в планах на продажу
Тематика: ОАО «РЖД», ВРК-3
21.05.2019

АО «ВРК-3» снова в планах на продажу

ОАО «Российские железные дороги» в 2019 году планирует продать 100% минус 1 акция ОАО «Вагонная ремонтная компания — 3» (ВРК-3), говорится в проспекте к выпуску «зеленых» бондов РЖД, которые компания планирует разместить в ближайшее время (встречи с инвесторами намечены на период с 13 мая).

В таком же документе к мартовским еврооблигациям монополии ВРК-3 не фигурировала в числе активов, выставлявшихся на продажу («Интерфакс» располагает копиями обоих проспектов).

Три вагоноремонтные компании монополия создала в 2011 г. на базе имущества своей центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов (ЦДРВ). Все они были учреждены в качестве 100%-ных «дочек» РЖД. В общей сложности перевозчик передал им 118 вагоноремонтных подразделений, входящих в структуру ЦДРВ (суммарной мощностью 358,134 тыс. операций в год): 40 из них получила ВРК-1 (137,38 тыс. ремонтных операций в год), по 39 — ВРК-2 и ВРК-3 (119,3 тыс. и 101,453 тыс. операций соответственно).
При этом РЖД заявляли о планах выйти из капитала ВРК-2 и ВРК-3, оставив ВРК-1 себе — «для поддержания гарантий». Продажа пакетов предполагалась для формирования конкурентного рынка в этом сегменте. В 2011 г. на долю этих ВРК приходилось около 70% рынка вагоноремонтных услуг, после продажи эта доля сократится до четверти. Такие активы, в частности, являются привлекательными для частных грузовых ж/д операторов, наращивающих парки своих вагонов.

В этой связи в 2016 г. «Российские железные дороги» провели аукцион по продаже 100% минус 1 акция ВРК-3 с начальной (минимальной) ценой на уровне 7,016 млрд руб. Среди требований к потенциальным покупателям были отсутствие в составе собственников государства с долей более 30%, а также убытков в соответствии с бухгалтерской отчетностью за последний финансовый год, просроченной задолженности перед бюджетами. Кроме того, победитель аукциона или компании, входящие с ним в одну группу, не могли принимать участие в торгах по продаже ВРК-2 или быть собственниками ее акций в течение 5 лет после покупки акций ВРК-3. Одновременное участие компаний одной группы в торгах по продаже ВРК-2 также не допускалось.
Дата торгов переносилась, и в результате по итогам аукциона его организатор уведомил «о признании невозможным проведения торгов в связи с отказом участников аукциона от участия» в нем. При этом, например, бывший генеральный директор АО «Первая грузовая компания» (актив группы UCL Владимира Лисина) Олег Букин говорил «Интерфаксу», что оператор подавал заявку на аукцион, но отказался от участия в нем из-за высокой цены. В то же время, источник агентства, знакомый с ходом проведения тендера, утверждал, что заявки подали сразу две структуры, связанные с ПГК, и они были единственными.

Продать 100% ВРК-3 «в зависимости от рыночных условий» монополия планировала и в 2017 г.: планы обозначались в проспекте к евробондам. Покупателя «Российские железные дороги» предполагали найти в ходе открытого конкурса. Летом того же года замглавы РЖД Андрей Старков говорил, что у компании уже есть проект директивы по продаже ВРК-3, и новый аукцион пройдет «в ближайшее время». Тогда же источник «Интерфакса» в руководстве монополии не исключал, что начальная цена актива будет пересмотрена в сторону понижения.
При этом Федеральная антимонопольная служба РФ удовлетворила ходатайство структуры группы «Новотранс» — ООО «Ремонтная компания «Новотранс» — о покупке «Вагонной ремонтной компании — 3». Группа Константина Гончарова активно развивает это направление бизнеса. У вагонного оператора уже есть собственное ремонтное производство с четырьмя депо в Московской, Иркутской, Кемеровской областях и в Алтайском крае. В 2018 г. также стало известно, что «Новотранс» планирует создать вагоноремонтный завод в г.Волосово (Ленинградская обл.). Однако в итоге аукцион так и не состоялся.

Согласно проспекту, в 2019 г. «Российские железные дороги» также планируют продать (при наличии рыночных условий и одобрения правительством РФ) 46% ЗАО «Раском» (телекоммуникационный актив), 100% минус 1 акция ОАО «Московский завод «Красный путь» (располагается на участках площадью 4,7 га в восточной части столицы), 25% + 1 акция ОАО «Русская тройка» (оператор фитинговых платформ), 100% минус 1 акция ОАО «Вологодский ВРЗ» (занимается ремонтом пассажирских вагонов). Также в числе активов на продажу — по 25% + 1 акция ОАО «Новосибирский стрелочный завод», ОАО «Вагонреммаш», АО «Объединенные электротехнические заводы» и АО «Первая нерудная компания».

Источник: МОЯКОЛЕЯ1520