03.09.2024

Быстрые контейнеры железных дорог

Перевозка грузов контейнерными поездами – активно функционирующий сегмент железнодорожного транспорта. В 2023 году по сети ОАО «РЖД» было перевезено 7,4 млн ДФЭ гружёных и порожних контейнеров, что на 14,1% больше, чем за 2022 год.Российский рынок железнодорожных контейнерных перевозок показывает устойчивый рост в течение последних двух десятилетий и, по прогнозам, к 2035 году достигнет объёма перевозок около 12 млн ДФЭ. Дальнейшее повышение доли контейнерных перевозок в долгосрочной перспективе создаёт условия для трансформации существующих типов грузовых вагонов и ускорения продвижения поездопотоков по существующей инфраструктуре. Развитие контейнерных перево­зок на железнодорожном транспорте охватывает ряд направлений, включающих увеличение числа станций, открытых для грузовой работы с контейнерами, внедрение инновационных систем автоматизации и механизации производственных процессов, использование новых типов тары и подвижного состава (контейнеры с открытым верхом для перевозки сыпучих грузов, среднетоннажные контейнеры, складные контейнеры), а также организацию межгосударственных транспортно-логистических систем на базе единых стандартов.

Повышение скоростей контейнерных поездов является перспективной комплексной задачей, требующей привлечения разноплановых ресурсов, в том числе организаций с исследовательскими и конструкторскими компетенциями. Одним из наиболее заметных событий прошлого года стал совместный с АО «Почта России» тестовый запуск скоростного контейнерного поезда, состоящего из шестиосных вагонов-платформ модели 13-6704, сконструированных для движения со скоростью до 140 км/ч.
В 2024 году утверждён Комплексный план мероприятий по развитию холдинга «РЖД» в сегменте скоростных перевозок контейнеров, итогом которого будет завершение в 2028 году подконтрольной эксплуатации скоростных вагонов-платформ с утверждением необходимой нормативной документации для обращения грузовых поездов со скоростями движения свыше 90 км/ч до 140 км/ч включительно.

Для оптимизации процессов железнодорожного контейнерного сообщения в рамках плана научно-технического развития ОАО «РЖД» уже реализованы и продолжают выполняться работы по заказам Центра фирменного транспортного обслуживания, Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом, Дирекции тяги и Департамента технической политики, направленные на создание перспективной технологии ускоренных грузовых перевозок до 2030 года, систем ускоренной перегрузки контейнеров из вагона в вагон без расформирования поездов, локомотивов для вождения ускоренных контейнерных поездов, специализированных контейнеров для перевозки мелких партий грузов, нормативных документов и национальных стандартов. В 2024 году будет завершён научно-технический проект ВНИИЖТа по разработке технических решений перегрузки контейнеров из вагона в вагон без расформирования поездов. Таким образом, предлагается создание сети терминальных и узловых распределительных станций для поточной автоматизированной обработки или перегрузки контейнерных поездов с высокой пропускной способностью. В новых сортировочных контейнерных терминалах возможно использование многих перспективных технологий, в том числе контейнерных перегружателей, устройств отвода контактной сети, автоматизированных систем коммерческого и технического осмотра вагонов, специализированных платформ для перевозки среднетоннажных контейнеров. Первые образцы таких контейнеров с предельной грузоподъёмностью 5 и 10 тонн уже созданы, и на очереди – разработка национального государственного стандарта, что позволит определить тариф на перевозку в данных контейнерах и приступить к масштабированию технических решений на сети железных дорог.

Существенным фактором повышения скорости доставки контейнеров с помощью железнодорожного транспорта является создание и использование новых специализированных серий локомотивов. В рамках плана научно-технического развития ОАО «РЖД» были разработаны технические требования к электровозам для контейнерных перевозок с учётом требований Восточного, Западного и Южного полигонов эксплуатации. В I квартале текущего года в компании утверждена Программа создания нового тягового подвижного состава до 2030 года и на перспективу до 2035 года с учётом экономической эффективности, согласно которой российские машиностроительные компании – АО «Трансмашхолдинг» и ООО «Уральские локомотивы» – в 2027 году сертифицируют новейшие модели грузовых электровозов двойного питания для ускоренных контейнерных поездов, получивших обозначения 2ЭС20 и 2ЭС14 соответственно. Таким образом, в среднесрочной перспективе перевозчики и грузовладельцы будут иметь необходимые технические средства для расширения номенклатуры и реализации технологии ускоренного продвижения контейнеров на сети ОАО «РЖД».

Фото: Валерий Шарифулин. ТАСС.

Источник: ГУДОК