13.09.2018

Дефицит грузовых вагонов или его отсутствие

Какие вагоны осенью будут в дефиците?

Лейсана Коробейникова, начальник аналитического отдела НПК «Объединённая вагонная компания»:

– Сейчас ситуация на рынке подвижного состава абсолютно рыночная: активно растущая грузовая база подстёгивает спрос на вагоны, который оперативно удовлетворяется со стороны вагоностроителей. Однако в некоторых сегментах рынка возможен локальный дефицит подвижного состава вследствие чрезмерных скачков роста. В первую очередь такая ситуация может возникнуть с полувагонами и зерновозами. Причина – высокие темпы роста погрузки угля и зерна на экспорт, а также рост среднего расстояния перевозок вследствие перестраивания логистики, что ведёт к увеличению потребного парка. В настоящее время рост объёмов экспорта ограничен не столько наличием подвижного состава, сколько мощностями железнодорожной и портовой инфраструктур, которые, впрочем, планируется существенно нарастить в ближайшие несколько лет. Кроме того, по словам президента РФ Владимира Путина, несмотря на то что российские энергетические компании сохраняют устойчивые позиции на зарубежных рынках, нужно и дальше развивать экспортный потенциал российской энергетики. Планируется диверсификация маршрутов поставок топливно-энергетических компаний, а также выход и укрепление позиций на новых рынках сбыта, в первую очередь Азиатско-Тихоокеанского региона. Учитывая приоритетность развития ТЭК для российской экономики, а также развитость вагоностроительного комплекса страны, ситуация с серьёзной нехваткой подвижного состава исключена, а железнодорожные грузоперевозки уже в ближайшее время получат новый импульс для развития.

Вячеслав Станиславский, первый заместитель генерального директора АО «Новая перевозочная компания» (входит в группу Globaltrans):
  
– С начала текущего года парк полувагонов вырос почти на 4% – до 515 тыс. единиц, при этом более половины введённых на сеть вагонов – инновационные. Тем не менее всё время обсуждается тема угрозы невывоза грузов по причине дефицита парка, особенно в период сезонных всплесков перевозок.
В настоящее время мы имеем дело с ухудшением эксплуатационных показателей на сети. С января по август текущего года значительно выросло количество «брошенных» вагонов (в 2,3 раза), ощущается нехватка локомотивов, оборот полувагонов увеличился более чем на полсуток в сравнении с тем же периодом прошлого года. Причём в структуре оборота вагона снижается показатель под грузовыми операциями, ответственность за выполнение которого лежит на грузоотправителе/грузополучателе, но выросло время простоя вагонов на промежуточных и технических станциях. По нашему мнению, проблему невывоза грузов нужно решать не за счёт ускоренного роста парка, а с помощью более тщательного планирования работы, расширения пропускных способностей инфраструктуры РЖД, а также увеличения локомотивного парка.

Дмитрий Юрьев, статс-секретарь – заместитель генерального директора АО «Объединённая зерновая компания» (ОЗК):
  
– Традиционно дефицит если и возникает, то в Сибири и на Дальнем Востоке.
Сегодня острого дефицита вагонов для перевозки зерна нет. Возможно, это связано с более низким урожаем по сравнению с прошлым годом и, соответственно, с сокращением перевозок. Но если в РФ в среднесрочной перспективе будет продолжаться рост урожая, что предусмотрено приоритетами развития села, то мы столкнёмся с дефицитом вагонов, как это было в 2017 году. Кроме того, нельзя забывать, что объём экспорта также определяется пропускной способностью портовых терминалов.
В мировой практике технология использования контейнеров для зерновых перевозок не находит применения в современных портах. Данную технологию, конечно, можно применять, так сказать, от бедности. Существующие локальные проблемы, которые возникают, в основном связаны с задержкой гружёного и порожнего подвижного состава в пути следования или при выполнении начально-конечных операций на станциях погрузки и выгрузки. Для грузоотправителей это выражено в ограничениях приёма зерновых грузов к перевозке, неритмичном поступлении вагонов на станции погрузки/выгрузки, несвоевременной подаче/уборке вагонов. Учитывая, что основной поток экспорта зерна переваливается через портовые терминалы Северо-Кавказской железной дороги, проблемными в обеспечении подвижным составом являются максимально удалённые от мест перевалки регионы Сибирского федерального округа: Красноярский и Алтайский края. Для снижения возможных рисков недостатка парка зерновозов при увеличении экспортных перевозок зерна в первую очередь нужно ускорить оборот зерновозов. В этом направлении ведётся серьёзная работа со стороны всех участников процесса. Со стороны АО «ОЗК» на элеваторах проводятся работы по усовершенствованию путевого хозяйства для приёма и формирования маршрутных поездов. ОАО «РЖД» организует отправки грузов по выделенным ниткам (грузовой экспресс), совершенствует инфраструктуру.
Операторы подвижного состава разрабатывают оптимальную логистику передвижения вагонов с минимальным порожним пробегом.

Источник: ГУДОК